____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2019 N 628-П.
____________________________________________________________________
Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2014 г. N 647-П "О государственной программе Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" (Южноуральская панорама, 23 декабря 2014 г., N 206, спецвыпуск N 62; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 25 мая 2015 г.; 13 августа 2015 г.; 15 ноября 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2016, выпуск 4 (часть XVI), октябрь - декабрь; 2017, выпуск 4 (часть XII), октябрь - декабрь; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 8 февраля 2019 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области"
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство общественной безопасности Челябинской области (далее именуется - Министерство безопасности) |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство информационных технологий и связи Челябинской области (далее именуется - Мининформ); Министерство экологии Челябинской области (далее именуется - Минэкологии) |
Подпрограммы государственной программы | - | отсутствуют |
Проекты государственной программы | - | отсутствуют |
Основная цель (основные цели) государственной программы | - | развитие и обеспечение функционирования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Челябинской области |
Основные задачи государственной программы | - | создание и развитие программно-аппаратных комплексов оповещения на базе цифрового оборудования для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС) и населения Челябинской области в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на межмуниципальном и региональном уровнях |
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта) | - | доля населения, охваченного техническими средствами оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах, а также при угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, процентов |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | срок реализации государственной программы 2015 - 2020 годы: I этап - 2015 - 2018 годы; II этап - 2019 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2015 - 2020 годах составит 267504,78 тыс. рублей, в том числе за счет средств: областного бюджета - 247781,28 тыс. рублей, из них по годам: 2015 год - 48194,18 тыс. рублей; 2016 год - 54384,2 тыс. рублей; 2017 год - 54394,2 тыс. рублей; 2018 год - 29394,2 тыс. рублей; 2019 год - 34191,2 тыс. рублей; 2020 год - 27223,3 тыс. рублей; местных бюджетов - 19723,5 тыс. рублей, из них по годам: 2015 год - 6300,0 тыс. рублей; 2016 год - 9053,2 тыс. рублей; 2017 год - 4370,3 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | за период реализации государственной программы: увеличение доли населения, охваченного техническими средствами оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах, а также при угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 91,2 процента; увеличение охвата оповещением населения, проживающего в зонах экстренного оповещения до 100 процентов; увеличение доли зон экстренного оповещения населения, в которых созданы на базе цифрового оборудования системы оповещения, до 100 процентов; увеличение доли пунктов единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, подключенных к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (далее именуется - РАСЦО), до 100 процентов; увеличение доли муниципальных образований Челябинской области, в которых создана на базе цифрового оборудования автоматизированная система централизованного оповещения (далее именуется - АСЦО), до 17,5 процентов; обеспечение готовности к работе оборудования РАСЦО до 97 процентов; увеличение доли населения Челябинской области, охваченного АСЦО, созданной на базе цифрового оборудования, до 49,9 процентов |
1. Государственная программа Челябинской области "Создание систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Челябинской области" направлена на организацию эффективной деятельности в сфере защиты населения и территорий Челябинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию и поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций установлены Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Челябинской области от 16.12.2004 г. N 345-ЗО "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" (далее именуется - Указ N 1522) оповещение населения осуществляется с использованием различных систем оповещения в составе комплексной системы экстренного оповещения населения.
3. В настоящее время на территории Челябинской области функционируют региональная (в границах Челябинской области) и объектовые (в районах размещения потенциально опасных объектов) системы оповещения населения.
4. РАСЦО Челябинской области - это совокупность аппаратных и программных средств, линий связи и сетей вещания, а также организационных мероприятий, обеспечивающих доведение за заданное время и с заданной адресностью формализованных сигналов и речевых сообщений до должностных лиц, дежурных служб и населения. В РАСЦО интегрированы локальные (объектовые) системы оповещения потенциально опасных объектов.
Средства оповещения развернуты в населенных пунктах 43 муниципальных образований Челябинской области и включают в себя аппаратные и аппаратно-программный комплексы оповещения, позволяющие осуществлять запуск электросирен (не оборудованных речевыми модулями), а также доведение экстренной информации до населения путем перехвата каналов радио- и проводного вещания.
РАСЦО введена в эксплуатацию 21 августа 1967 года. В настоящее время большая часть аппаратуры оповещения имеет срок службы более 40 лет. В связи с установкой операторами проводной и радиосвязи цифровых автоматических телефонных станций и аппаратуры уплотнения нового поколения на линиях местной связи возникают трудности дистанционного запуска электросирен и сопряжения систем оповещения на всех уровнях. Отказ населения от услуг проводного радиовещания снижает эффективность доведения информации до населения.
По состоянию на 1 января 2014 года доля населения Челябинской области, охваченного действующей РАСЦО, составляет 86 процентов.
5. Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2013 г. N 458-П "О перечне границ зон экстренного оповещения населения в Челябинской области" утвержден перечень зон экстренного оповещения населения в Челябинской области. Зоны экстренного оповещения населения определены в границах городских и сельских поселений Челябинской области, подверженных угрозе быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций (паводки, природные пожары, аварии на радиационно опасных и химически опасных объектах).
На территории населенных пунктов Челябинской области, включенных в зоны экстренного оповещения, проживает 2,7 млн. человек. Системы оповещения, включая локальные, интегрированные в РАСЦО, созданы и действуют в 12,3 процента от общего количества таких населенных пунктов.
6. Локальные или объектовые системы оповещения (далее именуются - ЛСО) создаются на потенциально опасных объектах в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
В Челябинской области ЛСО должны быть созданы на 31 объекте экономики, имеющем опасные производства, из них: радиационно опасные объекты - 3, химически опасные объекты - 16, гидротехнические объекты - 12. ЛСО сопрягаются с региональной системой оповещения и обеспечивают оповещение населения, проживающего в зоне действия ЛСО, об авариях, последствия которых могут выходить за пределы данных объектов.
7. Обеспечение необходимого охвата населения, проживающего на территории зон экстренного оповещения, системой оповещения и информирования с целью снижения возможного ущерба и предотвращения гибели людей при возникновении чрезвычайных ситуаций является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Челябинской области.
8. В соответствии с Концепцией создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. N 4, оповещение населения должно осуществляться силами органов повседневного управления РСЧС - Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Челябинской области (далее именуется - ЦУКС), Главным управлением МЧС России по Челябинской области, едиными дежурно-диспетчерскими службами (далее именуются - ЕДДС) муниципальных образований Челябинской области, дежурно-диспетчерскими службами органов исполнительной власти Челябинской области, организаций.
9. Анализ состояния действующих на территории Челябинской области систем оповещения населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования:
моральное и физическое старение технических средств оповещения;
низкий охват сельских поселений сетью электросирен и мощных акустических устройств, не позволяющий своевременно привлечь внимание населения к электронным средствам массовой информации для передачи экстренных сообщений;
снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования в их составе комплексов технических средств, выработавших три и более установленных эксплуатационных ресурса, не предназначенных для работы в современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и техническим требованиям;
неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания, сетей кабельного телевидения, в том числе невозможность перехвата каналов вещания в автоматизированном режиме системами оповещения, созданными на базе аппаратуры оповещения 70-х годов;
отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных, с системами мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, цифрового телерадиовещания, сетями мобильной связи и другими;
невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (5Ф-88, П-160, П-164) региональных систем оповещения с другими современными системами доведения информации до населения (общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, системой защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте, службой коротких сообщений сетей операторов радиоподвижной связи и другими);
недостаточная подготовка оперативного дежурного состава к действиям по оповещению населения в установленные сроки;
крайне недостаточное финансирование мероприятий по реконструкции систем оповещения и поддержанию их в готовности к применению.
10. В условиях масштабности мероприятия и жесткого ограничения бюджетного финансирования программно-целевой метод решения проблем по обеспечению оповещения населения в рамках защиты населения и территории Челябинской области от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности позволит обеспечить максимальную результативность и рациональное расходование выделяемых на эти цели финансовых средств.
Реализация настоящей государственной программы позволит достичь социального эффекта, который будет заключаться в снижении количества погибших и пострадавших вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; экономического эффекта, который будет заключаться в снижении размера материального ущерба, а также в снижении издержек на обслуживание систем оповещения различных уровней.
Выбор приоритетов государственной программы определен:
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года";
Концепцией создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. N 4.
11. Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблем в сфере информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, являются: