Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Орловской области характеризуются проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
В результате мероприятий по реформированию финансов в Орловской области создана целостная нормативная правовая база; бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения всех ранее принятых расходных обязательств; в межбюджетных отношениях используются единые принципы и формализованные методики; при составлении проекта бюджета применяется программно-целевой метод.
Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты, влияющие на качественное улучшение управления общественными финансами, работают в полной мере, что приводит к следующим проблемам в данной области:
1) значительной дифференциации бюджетной обеспеченности между муниципальными районами;
2) существенной дефицитности местных бюджетов;
3) значительному объему государственного долга по отношению к общему годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Реализация государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области" (далее также - государственная программа) направлена на искоренение перечисленных проблем с использованием инструментов межбюджетных отношений и инструментов долговой политики.