Достижение задач по ускорению экономического роста региона, улучшению жизни населения, повышению конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависят от состояния и развития сети автомобильных дорог.
По состоянию на 1 января 2019 года в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования) действовали 26 хозяйствующих субъектов, из них 4 хозяйствующих субъекта с долей участия области или муниципального образования 50 и более процентов.
С 2014 года в области реализуется государственная программа области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области", которая призвана создать необходимые условия для решения основных проблем транспортной системы и дорожной сети области и достижения современной и эффективной работы транспортной инфраструктуры в регионе.
Вышеуказанной государственной программой предусмотрены мероприятия по реконструкции автомобильных дорог общего пользования, ремонту автомобильных дорог, увеличению прироста дорожной сети и повышению транспортной доступности за счет соединения сельских населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также строительству дорог с твердым покрытием по населенным пунктам и вновь строящимся микрорайонам индивидуального жилищного строительства. За время реализации программы на вышеуказанные цели было направлено более 60 млрд рублей.
По состоянию на 1 января 2019 года протяженность автомобильных дорог Белгородской области составляет 22 тыс. км, из них федерального значения - 145 км, регионального - около 7 тыс. км и муниципального - 15 тыс. км. Все региональные дороги имеют твердое покрытие. Доля региональных дорог, соответствующих нормативным требования, составляет 62,7 процента.
С 2019 года в Белгородской области в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" разработан и реализуется региональный проект Белгородской области, основным показателем которого является приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального значения и агломераций. В рамках ремонта автодорог также проводятся мероприятия по повышению безопасности дорожного движения (дорожная разметка, замена и установка знаков, устройство барьерного ограждения, ремонт тротуаров и так далее).
Основными задачами развития конкуренции на рынке дорожной деятельности являются совершенствование нормативной правовой базы в целях стимулирования использования новых методов при строительстве дорог, повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, в том числе в части информации о проведении торгов и их результатов.
В среднесрочной перспективе планируется запуск проекта сети умных дорог по всему региону, который направлен на снижение смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях, обеспечение безопасности дорог, поддержания их качества и предоставления гражданам и бизнесу новых сервисов. Данный проект включает комплекс мер по техническому оснащению автомагистралей, планируется проведение анализа дорожной инфраструктуры в реальном времени посредством компьютерного зрения и других интеллектуальных механизмов.
В рамках регионального плана мероприятий запланированы мероприятия: недопущение укрупнения лотов при проведении закупочных процедур в сфере дорожной деятельности, сокращение сроков приемки выполненных работ по результатам исполнения заключенных государственных и муниципальных контрактов, обеспечение своевременной и стопроцентной оплаты выполненных и принятых заказчиком работ, сокращение количества организаций государственной и (или) муниципальной форм собственности, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Реализация регионального плана мероприятий позволит увеличить к 1 января 2022 года долю организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования) (по объему выручки организаций частной формы собственности) до 97,7 процента.