Формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям является важным направлением реализации социальной политики области и развития общества.
Обеспечение наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, возможно только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, организации непрерывного междисциплинарного сопровождения ребенка и семьи.
Межведомственное взаимодействие осуществляется в рамках регионального проекта "Сохранение и укрепление здоровья детей на основе индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения "Воспитываем здоровое поколение", в ходе которого внедрена и реализуется в "пилотных" образовательных организациях модель индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В регионе развивается сеть частных детских клиник, консультативно-диагностических, реабилитационных центров, которые могут активно включиться как в систему раннего выявления детей, имеющих нарушения в развитии или риски возникновения таких нарушений, так и в деятельность служб ранней помощи в партнерстве с государственными учреждениями здравоохранения.
Единая система служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя диагностическую, медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультационную помощь родителям.
В 2018 году на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляли деятельность 172 организации, из них 27 организаций частной формы собственности, которые оказывали услуги психологического, логопедического и дефектологического сопровождения детей. Рынок развивается, наблюдается рост как общего количества организаций, так и организаций частного сектора.
Создание равных возможностей в получении качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений развития системы образования региона. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих услуги дошкольного образования в Белгородской области, в 2018 году по сравнению с 2016 годом выросла на 17 процентов, детей-инвалидов - на 12,5 процента.
Услуги психологического, логопедического и дефектологического сопровождения получают 34 ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет, в том числе в организации частной формы собственности - 1 ребенок, что составляет 2,9 процента от общей численности детей данной категории.
Проблема дефицита мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях не всегда позволяет создать необходимые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом состояния их здоровья. В области выявлена недостаточная степень развития сети частных организаций, осуществляющих услуги по ранней диагностике, психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, вместе с тем имеются благоприятные условия для привлечения субъектов негосударственного сектора на данный рынок.
В настоящее время требуется развитие организаций негосударственного сектора системы здравоохранения и социальной защиты, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также системы образования - для создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках регионального плана мероприятий запланирован комплекс мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с ранней диагностикой, психолого-педагогическим сопровождением, социализацией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья, повышением доступности и качества услуг психологического, логопедического и дефектологического сопровождения детей, оказываемых субъектами негосударственного сектора.
Реализация регионального плана мероприятий позволит достичь к 1 января 2022 года следующих результатов:
- доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья увеличится до 17 процентов;
- доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, достигнет 10 процентов.