В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получать лицензию на ее осуществление, начиная с 1 мая 2015 года.
Всего за период с 1 мая 2015 года управлением государственного жилищного надзора Белгородской области выдано 178 лицензий, из них в 2018 году выдано 7 лицензий, 329 квалификационных аттестатов лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, из них 32 аттестата выдано в 2018 году.
За 2018 год управлением государственного жилищного надзора Белгородской области выдано 493 предписания юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также составлено 409 протоколов об административных правонарушениях и наложено штрафов в размере 3,5 млн рублей.
С 1 января 2018 года вступили в силу положения части 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, является основанием для аннулирования лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Федеральный закон от 31 декабря 2017 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Соответственно с 11 января 2018 года начат отсчет шестимесячного срока, установленного частью 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение которого у конкретных лицензиатов не внесены сведения в реестр лицензий Белгородской области об управлении многоквартирными домами, а с 11 июля 2018 года отсутствие указанных сведений является основанием для принятия лицензионной комиссией решения об аннулировании лицензий лицензиатов, не имеющих домов в управлении.
Изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся управлением государственного жилищного надзора Белгородской области, на основании вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, согласно части 4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, когда собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. В таком случае орган местного самоуправления назначает конкурс (пункт 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В 2018 году на территории области количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, составило 134 единицы, из них субъектов, с долей участия области или муниципального образования 50 и более процентов, - 2 единицы (МУП Коммунальщик" в п. Вейделевка, БМУП "ЖКХ" в п. Борисовка). На рынке выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме 98,5 процента организаций являются частными.
Основными задачами развития рынка является повышение качества услуг, оказываемых участниками рынка населению, обеспечение привлечения на рынок новых участников и повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, повышение качества предоставляемых жилищных услуг указанными организациями. Проведение мероприятий позволит повысить удовлетворенность потребителей уровнем обслуживания организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.
В рамках регионального плана мероприятий запланированы мероприятия по проведению семинаров и консультаций для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, рейтингования управляющих организаций, осуществляющих управление жилищным фондом на территории области, открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, мониторинг соблюдения требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Реализация регионального плана мероприятий позволит сохранить к 1 января 2022 года долю организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (по общей площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящихся в управлении у организаций частной формы собственности (за исключением товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооператоров или иных специализированных потребительских кооперативов, а также непосредственного способа управления), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами), на уровне 99,8 процента.