Дополнительное образование способствует формированию и развитию творческих способностей детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Общее количество организаций ДОД, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 1 января 2018 года составило 443 единицы (из них 203 организации относятся к сфере образования, 228 организаций - иной ведомственной принадлежности, 12 организаций - негосударственные образовательные организации).
Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования в Свердловской области составляет 73%, что соответствует показателю, установленному в приоритетном региональном проекте "Доступное дополнительное образование для детей в Свердловской области" (утвержден Протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области от 11.08.2017 N 28-ЕК (далее - протокол от 11.08.2017 N 28-ЕК)).
В системе дополнительного образования Свердловской области в период с 2012 по 2018 год достигнуто кратное (в 2,65 раза) увеличение численности детей, обучающихся по программам дополнительного образования технической направленности. Это стало возможным благодаря созданию и ежегодному расширению сети базовых площадок государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области "Дворец молодежи" (далее - ГАНОУ СО "Дворец молодежи"), число которых к концу 2018 года достигло 60 единиц в 53 муниципальных образованиях.
Открытие детского технопарка "Кванториум" в 2018 году создало условия для реализации на новом качественном уровне программы "Уральская инженерная школа" и развития многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом и естественно-научном направлениях дополнительного образования, базирующейся на государственно-частном партнерстве.
В 2016/2017 учебном году Свердловская область стала одним из 13 пилотных субъектов Российской Федерации по апробации Всероссийского конкурса проектных работ, проводимого Образовательным Фондом "Талант и успех".
Традиционно наиболее популярными остаются детские творческие объединения художественной (39,6%) и спортивной (23,6%) направленностей. Растет интерес к техническому творчеству (11,3% общего числа обучающихся), охват обучающихся по данному направлению увеличивается с каждым годом. За 2018 год данный показатель вырос на 5,9%, а за последние 5 лет - на 85,6%.
Острой проблемой развития культурно-досуговой сферы Свердловской области продолжает оставаться состояние материально-технической базы. По данным статистики, более 190 (порядка 30%) клубных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают требованиям государственного пожарного надзора, предъявляемым Федеральной противопожарной службой Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, а также требованиям, предъявляемым Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
Одним из инструментов повышения доступности дополнительных услуг для детей в сельских поселениях в сфере культуры, образования и спорта является введение многофункциональных социокультурных центров на базе школ, библиотек, детских садов, создающих оптимальные условия для полноценного воспитания, образования и социализации обучающихся, их разностороннего развития.
Одним из ресурсов повышения качества образования и успешной социализации детей является развитие процессов интеграции общего и ДОД. Перевод организаций общего образования на односменный режим работы откроет возможности создания центров ДОД на их базе. Интегральный образовательный формат учебного заведения становится условием реализации проектных технологий, организации прикладной деятельности и профориентации обучаемых, обеспечения доступности ДОД. К 2035 году от 70 до 80% организаций общего образования перейдут на реализацию образовательных программ, интегрированных с программами ДОД.
Важнейшими механизмами развития человеческого капитала для новой экономики являются ранняя профессиональная ориентация школьников, выявление талантливых детей и молодежи и вовлечение их в научное и техническое творчество, формирование сквозных траекторий развития "школа - вуз (ссуз) - предприятие". Основной задачей является создание условий для привлечения талантов в экономику и социальную жизнь Свердловской области.
Инициативы Губернатора Свердловской области о формировании системы работы с талантливыми детьми в рамках подписанного соглашения с Образовательным Фондом "Талант и успех", создание Фонда поддержки талантливых детей и молодежи "Уральский образовательный центр "Золотое сечение", разработка и реализация программы "Уральская инженерная школа", открытие Межрегионального центра компетенции Ворлдскиллс Россия в области промышленных и инженерных технологий, проведение УрФУ и Образовательным Фондом "Талант и успех" в образовательном центре "Сириус" уральских образовательных смен в 2016 - 2018 годах, организация Министерством и ГАНОУ СО "Дворец молодежи" регионального этапа конкурсного отбора работ для проектной смены в образовательном центре "Сириус" в 2016 - 2018 годах создали условия для формирования региональной системы работы с талантами по направлению "Наука и техника" на траектории развития "школа - вуз (ссуз) - предприятие".
Базовая методологическая модель созданной системы ориентирована на получение деятельностного знания. Обучение через деятельность является творческим циклическим процессом: знание - замысел - реализация - знание+, реализуется в виде проектной командной работы в профессиональной среде, направленной на получение запланированного результата, имеющего ценность для общества.
Развитие дополнительного образования взрослых ориентировано на построение гармоничной системы непрерывного образования для выполнения профессионально, социально и личностно развивающих функций. К основным направлениям развития региональной системы дополнительного образования взрослых относятся:
1) инфраструктурная организация деятельности дополнительного образования взрослых по реализации непрерывного образования;