Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года (с изменениями на 24 октября 2024 года)



Глава 7. ТЕНДЕНЦИИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Общеэкономические тренды, оказывающие серьезное влияние на систему образования:


1) человек становится ключевым фактором долгосрочного развития экономики, что еще сильнее обостряет конкуренцию за человеческие ресурсы;


2) новые требования к качеству образования и новые возможности в его получении (изменение условий труда, необходимость перехода к модели обучения в течение всей жизни для адаптации к быстро меняющимся технологиям, стремительный рост доступности качественного дистанционного образования);


3) глобальное старение населения, что требует создания принципиально новых условий для адаптации людей старших возрастов к условиям труда и активной жизни, новых подходов к управлению социальными сервисами.


Тренды в образовательной сфере:


1) цифровизация и индивидуализация образовательного процесса.


Цифровые технологии дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося в выборе траектории образования, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала. Цифровые технологии важны для персонализации обучения (выбор траектории образования, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ).


Практика онлайн-курсов и смешанного обучения создает дополнительные возможности для получения образования. Все это формирует предпосылки роста качества образования практически для каждого человека, независимо от местонахождения и возможностей;


2) образование на протяжении жизни человека.


Современная быстро меняющаяся экономика требует непрерывного обновления знаний и навыков населения. Повышение квалификации и профессиональная подготовка взрослых решают важную задачу передачи новых технологий, а овладение навыками и их своевременное использование оказываются необходимым условием эффективной адаптации к меняющейся экономической среде. Наблюдается воздействие цифровизации на рынок труда. Профессии, связанные с выполнением не творческого умственного труда, становятся непопулярными. Это требует от системы образования акцента на таких видах деятельности, которые будут необходимы для успешной занятости через 20 - 30 лет и которые связаны с умением работать творчески и развитыми коммуникационными навыками;


3) проектный подход.


В условиях недостаточного финансирования системы образования происходит расширение практики применения проектного подхода. Примерами таких успешных проектов в образовании являются программа "5 - 100", образовательный центр "Сириус", движение Ворлдскиллс Россия, программа развития детских технопарков.


Факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияние на развитие системы образования Свердловской области, приведены в SWOT-анализе (таблица 3).



Таблица 3


SWOT-АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ