Действующий

О Концепции поддержки и развития чтения в Алтайском крае на 2019 - 2024 годы



1. Общие положения


Чтение - важнейший способ освоения научного, профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах, и первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством.


Чтение имеет первостепенное значение:


для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;


для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;


для формирования общекультурного потенциала страны;


для повышения качества жизни.


Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг (как в печатном, так и в электронном виде), является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка, формирования речевой культуры.


Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается во всем мире. Причины этой общемировой тенденции не исследованы в полной мере. Принято связывать их с глобализацией, повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений.


У мирового сообщества накоплен немалый опыт преодоления кризисных ситуаций в сфере чтения. Как правило, наибольший успех достигается там, где проводится государственная политика, направленная на достаточное финансирование библиотек, поддержку книгоиздания и книгораспространения, организацию исследований в области чтения, реализацию программ и проектов, нацеленных на стимулирование читательской активности. Обязательными условиями этой деятельности является законодательное и нормативное регулирование, развитие социального партнерства всех заинтересованных институтов. Мировой опыт показал, что важнейшее условие применения различных форм программно-проектной деятельности по поддержке и развитию чтения - партнерское взаимодействие издательств, библиотек, книготорговых заведений, образовательных учреждений, музеев, театров, кинотеатров, общественных организаций.


Россия так же, как и другие страны, переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении, приобщении детей и юношества к письменной культуре. Вместе с тем кризис чтения в России имеет свои особенности - как никогда прежде издается большое разнообразие книг и другой печатной продукции. Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом таких факторов, как отсутствие интереса к чтению у значительной части населения, неразвитость инфраструктуры книжной торговли, бедность значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах), отсутствие эффективной системы навигации в литературном потоке, должного уровня экспертизы книг, а также другими факторами. В то же время скоординированные усилия государственной власти, научной среды, бизнес сообщества, образовательного и библиотечного сообществ, СМИ и общественных институтов имеют реальные возможности влиять на уровень читательской культуры.


Особенностью современного этапа поддержки чтения является признание роли чтения в развитии информационного общества.


Сегодня главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ряды активных читателей многочисленные группы достаточно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего, но которые по разным причинам почти перестали читать за последние 15 - 20 лет.


Для деятельности по поддержке и развитию чтения важен региональный аспект, включающий общую социально-экономическую обстановку, менталитет населения, его национально-этнический состав, особенности и традиции общественно-государственного управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, уровень развития книжного дела и его институтов, распространение информационных технологий, состояние подготовки специалистов для библиотек, образовательно-воспитательных учреждений, книгоиздательских и книготорговых заведений.


С целью координации и повышения эффективности инициатив региональных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса актуальным станет принятие Концепции, определяющей приоритеты и механизмы развития и поддержки чтения в регионе.