Действующий

О Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды Республики Тыва в 2018 году



17. Обеспечение исполнения природоохранного законодательства органами прокуратуры Республики Тыва


По итогам надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования в 2018 году прокуратурой Республики Тыва выявлено 561 (в 2017 году - 588) нарушение, в целях устранения которых опротестовано 63 (в 2017 году - 74) незаконных правовых акта, в суды направлено 148 (в 2017 году - 133) исковых заявлений на сумму 1690,0 тыс. руб. (в 2017 году - 655,0 тыс. руб.), внесено 235 (в 2017 году - 195) представлений об устранении нарушений федерального законодательства, по которым 60 (в 2017 году - 33) лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 20 (в 2017 году - 5) лиц, для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК Российской Федерации направлен 1 (в 2017 году - 1) материал, по которому возбуждено 1 (в 2017 году - 1) уголовное дело.


Обеспечение законности в экологической сфере является одной из первостепенных задач прокурорского надзора.


По мерам прокурорского реагирования определены границы охранных зон 17 особо охраняемых природных территорий регионального значения, пресечены незаконные строительные работы на охранной зоне памятника природы "озеро Дус-Холь", ликвидированы несанкционированные свалки бытовых отходов на территориях муниципальных образований, поставлены на государственный учет более 30 объектов, осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, горнодобывающей компанией ООО "Лунсин" осуществлен ввод в эксплуатацию очистных сооружений карьерных вод. По искам прокуроров взыскан ущерб, причиненный преступлениями, связанными с незаконными рубками лесных насаждений, добычей водных биологических ресурсов, на сумму более 1600,0 тыс. рублей.


Уделялось внимание надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны лесов от природных пожаров. Надзорные мероприятия оказали влияние на состояние законности и недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с нанесением ущерба населению и объектам экономики. К уголовной ответственности по статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту уничтожения лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем привлечено 1 лицо.


Обеспечение законности при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами находится на особом контроле. Основными проблемами в указанном направлении являются отсутствие в республике отвечающих санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям полигонов твердых коммунальных отходов, инфраструктуры по переработке отходов, недостаточное финансирование мероприятий в области обращения с отходами, отсутствие мер государственной поддержки деятельности в области обращения с отходами.


Ежегодно на территории Республики Тыва образуется около 30 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, которые размещаются в 83 необустроенных местах размещения отходов.


Несмотря на значительное их количество только один объект размещения твердых коммунальных отходов (полигон г. Кызыла) включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов в остальных муниципальных образованиях не соответствуют санитарным и экологическим требованиям. Это свидетельствует о необеспечении органами исполнительной власти республики требований по организации деятельности в сфере обращения отходов.


В целях принятия дополнительных мер к повышению эффективности надзора и принятия мер по защите интересов граждан состояние законности в сфере обращения с отходами производства и потребления ежеквартально рассматриваются на заседаниях постоянно действующей межведомственной рабочей группы при прокуратуре республики, решениями которых поставлен ряд задач, в том числе усилить надзор за деятельностью органов исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующих органов, для защиты интересов граждан незамедлительно реагировать на необоснованное повышение или занижение нормативов накопления твердых коммунальных отходов, единых тарифов на услугу регионального оператора.


Реализуя решение межведомственной рабочей группы, проведенными проверками выявлено 285 нарушений, связанных в первую очередь с несоблюдением требований к размещению отходов, ненадлежащим финансированием мероприятий по обращению с отходами. В целях устранения нарушений опротестовано 44 незаконных правовых акта, внесено 145 представлений, в суд направлено 25 заявлений о понуждении принять меры к санитарной очистке территорий населенных пунктов от бытовых отходов.


Анализ состояния законности в указанной сфере свидетельствует об имеющихся нарушениях закона, причинами которых явилось ненадлежащее исполнение органами государственной власти, местного самоуправления возложенных на них функций.


Так, вопреки требованиям федерального законодательства Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены без проведения ежесезонных замеров.


Несмотря на заключение с региональным оператором ООО "СТ-ТБО" соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29 мая 2018 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики полномочия по регулированию деятельности регионального оператора исполняются ненадлежащим образом. Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены не со всеми потребителями. Сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений региональным оператором не осуществляются.


Органы местного самоуправления своевременно не приступили к исполнению обязанностей по определению схем размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов и составлению их реестра, организации экологического воспитания в указанной сфере.


В целях исполнения решения суда от 4 июня 2015 г. по иску прокурора о понуждении мэрии г. Кызыла прекратить деятельность полигона твердых бытовых отходов, провести рекультивацию земельного участка под полигоном и выделить средства на строительство нового полигона. Главе республики неоднократно направлялась информация о принятии действенных мер в решении вопросов обращения с твердыми коммунальными отходами, по повышению роли органов исполнительной власти республики в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований.