Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года (с изменениями на 11 ноября 2021 года)



Рисунок 24. Топливно-энергетический комплекс*

________________

* Рисунок 24 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Вместе с тем наблюдается торможение реализации Программы развития генерирующих мощностей (в частности, инвестиционный проект строительства каскада малых гидроэлектростанций на реке Урух остановлен после реализации первого объекта), при этом строительство перспективных для энергосистемы Республики Северная Осетия-Алания малых гидроэлектростанций не является приоритетным для РусГидро на кратко- и среднесрочную перспективу, а привлекательность их строительства для частных инвесторов в сложившихся условиях крайне низкая.


Торгово-транспортно-логистический комплекс (далее - ТТЛК)


В структуре экономических комплексов Республики Северная Осетия-Алания ТТЛК в разрезе ключевых индикаторов занимает 2 - 3 места по всем показателям. В динамике ключевых показателей по видам деятельности наблюдается серьезное падение инвестиций в транспорт и логистику. При этом большинство показателей сохраняют умеренный рост, что стало возможным за счет повышения производительности труда. Показатели торговли в целом демонстрируют умеренный рост с небольшим падением выпуска и добавленной стоимости в 2017 - 2018 годах, что связано в том числе с внешнеэкономическими факторами и сокращением платежеспособного спроса.


Комплекс обеспечивает рабочие места для более чем 72 тыс. человек, из них в торговле занято более 50 тыс. человек. На территории Республики Северная Осетия-Алания функционируют 1 920 предприятий торговли. По обороту розничной торговли республика занимает 5 место в СКФО и 67 место в России. За 2018 год показатель вырос на 1,6% по отношению к 2017 году и составил 114,6 млрд. рублей. Оборот оптовой торговли в Республике Северная Осетия-Алания в 2017 году продемонстрировал отрицательную динамику: снижение составило 75,5% (до 23,4 млрд. рублей, из которых 19,3 млрд. рублей приходилось на организации оптовой торговли). Оборот в сфере общественного питания за 2017 год к аналогичному периоду 2016 года вырос на 2,6% и составил 4,7 млрд. рублей, что близко к показателю за весь 2016 год.


На территории Республики Северная Осетия-Алания могут быть выделены два транспортных коридора: "горизонтальный", идущий с востока на запад на линии Махачкала - Минеральные воды - Краснодар, и "вертикальный", идущий с севера на юг, через Владикавказ в Республику Южная Осетия и Республику Грузия (далее - в Турцию и Иран). В пределах "вертикального" коридора наиболее интенсивное сотрудничество в сфере транзитных грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с Азербайджанской Республикой и Республикой Армения.


Городской пассажирский транспорт г. Владикавказ представлен автобусами и трамваями (одна из старейших линий в Российской Федерации). Пассажирские перевозки в других населенных пунктах республики и междугородние перевозки в большей степени осуществляются автомобильным транспортом. Всего в республике деятельность осуществляют 7 автотранспортных предприятий. В настоящее время в республике наблюдается ряд проблем с пассажирскими перевозками: низкие налоговые поступления от частных маршрутных такси, а также низкий уровень безопасности частных пассажирских перевозок в связи с несоблюдением компаниями-перевозчиками условий лицензионных соглашений, недостаточным развитием технической базы, медицинского осмотра водителя.


Инженерно-геологические условия большей части территории Республики Северная Осетия-Алания накладывают ограничения и повышают затраты при строительстве транспортной и придорожной инфраструктуры.


Протяженность автомобильных дорог в 2016 году составила 6 249,8 км. Состояние большей части автомобильных дорог не отвечает нормативам как по габаритам, так и техническому состоянию дорожного покрытия. Отсутствуют полноценные обходы крупных городов республики.


Существует ряд факторов, ограничивающих развитие ТТЛК в республике. Одной из серьезных проблем является низкий уровень использования потенциальных площадок, на которых возможно создание современных логистических центров. В частности, к таким площадкам можно отнести транспортный узел в г. Беслан, по развитию которого на сегодняшний день отсутствуют инвестиционные проекты и предложения возможных инвесторов. Въезд в республику со стороны Кировского района (с. Эльхотово) не используется в качестве логистического центра несмотря на то, что возможно создание комплекса, включающего в себя автосервис, пункты общественного питания, торговые объекты, предоставление гостиничных услуг и др.


Кроме того, в республике отсутствуют современные транспортно-логистические комплексы, оптово-распределительные центры и другие объекты, позволяющие оптимизировать (минимизировать затраты) информационные, материальные и людские потоки, а также рационализировать методы управления этими потоками.


Особенно важно создание указанных объектов в целях развития туристско-рекреационного комплекса, агропромышленного комплекса, малого бизнеса, горных территорий.


Еще одним ограничивающим фактором является проблема связи г. Моздок и Моздокского района с остальной территорией Республики Северная Осетия-Алания в связи с тем, что многие транспортные связи района проходят по соседним субъектам федерации.


Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в границах Республики Северная Осетия-Алания составляет 143,8 км. По территории республики проходят основные железнодорожные направления: Прохладная - Моздок - Гудермес, Прохладная - Дарг-Кох - Беслан - Слепцовская и участки: Дарг-Кох - Алагир и Беслан - Владикавказ. В большинстве мест пересечения автомобильных и железных дорог отсутствуют разноуровневые развязки и виадуки, а значительная часть мостов не соответствует нормативам.


В структуре перевозок Республики Северная Осетия-Алания железнодорожный транспорт по грузообороту занимает первое место. Грузоперевозки по железной дороге осуществляются преимущественно во внутрироссийском сообщении и представлены в наибольших объемах перевозками сырья для нефтехимической, металлургической и строительной секторов экономики. По пассажирообороту - второе место после автомобильного транспорта.