Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года (с изменениями на 11 ноября 2021 года)



Рисунок 20. Комплекс отраслей промышленности*

________________

* Рисунок 20 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Комплекс строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - КСЖКХ)


Строительный комплекс и производство строительных материалов в Республике Северная Осетия-Алания позволяет на минимальном уровне выполнять обязательства по строительству объектов, при этом начинают применяться современные эффективные системы многоэтажного домостроения, малоэтажного строительства.


В среднем на одного жителя республики по итогам 2015 года приходилось 27,6 м2 жилой площади, что является лучшим показателем среди субъектов СКФО и одним из лучших в России (на 3 6% превышает средний показатель жилищной обеспеченности по СКФО и на 13,1% - средний показатель по России в целом).


В секторе производства строительных материалов реализуются проекты по производству высококачественного кирпича, освоению валунно-гравийных месторождений, организации полного цикла производства высокотехнологичных, ресурсосберегающих строительных материалов (армированного пенобетона, полистиролбетона (аналог пенобетона), декоративного стенового камня, высокохудожественных металлических изделий по технологии "холодной ковки"), а также несъемной пенополистирольной опалубки для монолитного домостроения.


На территории республики сосредоточено более 70% запасов доломитов Российской Федерации, используемых в стекольной промышленности, а также 8,3% запасов карбонатного сырья в России.


Негативными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального комплекса республики, являются высокие потери энергоресурсов на всех стадиях, от производства до потребления, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия, а также высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности. Вследствие незначительных объемов капитальных вложений инфраструктура, связанная с теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается.


Водоснабжение населения осуществляется 173 водозаборами общей мощностью 674 тыс. куб. м/сутки. Всего на водозаборах функционирует 347 скважин и 27 каптажей. Большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений ведет к увеличению потерь воды, затрат на содержание водного хозяйства и, соответственно, себестоимости воды, а также возможности вторичного загрязнения сетей.


Еще одной проблемой является недостаток или полное отсутствие современных очистных сооружений канализации.


В настоящее время на территории республики находятся 14 очистных сооружений канализации, суммарная мощность которых составляет 357,5 тыс. куб. м/сутки. Ни одно из сооружений очистки сточных вод республики не производит 100-процентную очистку, биологическая очистка не производится или ведется недостаточно эффективно, что создает дополнительные угрозы для экологической безопасности. Исключением является Моздокский район, где очистные сооружения канализации функционируют, однако в связи с их высоким износом и несоответствием техническим регламентам и требованиям законодательства требуется реконструкция указанных очистных сооружений с применением новых технологий очистки.


Надежность и эффективность функционирования систем теплоснабжения также не отвечает необходимым требованиям. Несмотря на то, что в результате строительства новых и модернизации действующих котельных уровень износа основных фондов снизился, объем потерь тепла при его транспортировке из-за изношенности сетей достигает 20%.


Сложившаяся в республике ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.


Под полигоны (свалки) твердых коммунальных отходов (далее - ТБО) ежегодно в республике отчуждается около 60 га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.


Большинство свалок ТБО не обустроено в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, они не имеют земельных отводов на места размещения отходов, отсутствует система сбора и очистки сточных вод и фильтрата.


Существует необходимость предварительной сортировки ТБО, полного выделения и использования вторичного сырья. В республике построено два мусоросортировочных комплекса, однако этого количества явно недостаточно.