1.4.2. Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания
Сравнивая экономические показатели действующей Стратегии и фактические экономические достижения можно констатировать: отсутствие "жесткого" ориентира на приоритет стратегии и стратегического планирования в экономической политике органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, недостаточные акценты в развитии отраслей, невыполнение ключевых мероприятий и механизмов, заложенных в Систему мероприятий развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года, а также значительное влияние внешних факторов привело к стагнации экономики республики и недостижению даже инерционного сценария развития.
Основные проблемы реализации Стратегии на стартовом этапе (2012 - 2013 годы):
- не удалось закрепить и расширить ключевые конкурентные преимущества, которыми обладает Республика Северная Осетия-Алания в традиционных сферах;
- эффективность экономики повысилась незначительно;
- механизмы и предпосылки развития индустриальной модели не реализованы;
- не были в достаточной степени реализованы условия для разработки и подготовки к внедрению набора системных инвестиционных проектов.
В первую очередь это связано с низким уровнем взаимодействия с федеральным центром и ключевыми федеральными институтами развития и игроками (федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация "Ростех", государственные структуры поддержки Северного Кавказа и другие).
Ключевым аспектом Стратегии было формирование кластеров через создание институтов и механизмов кластерной поддержки, концентрацию на этом внутренних ресурсов, привлечение внешних инвесторов, проработка и предложение федеральному центру:
- конкурентоспособный кластер "Комфорт и безопасность" - инициирует развитие социального комплекса, туристско-рекреационного комплекса, системы культурных коммуникаций и системы тотальной безопасности на всей территории республики;
- конкурентоспособный кластер "Умная Экономика" - инициирует развитие инновационного ядра и промышленного, агропромышленного, торгово-транспортно-логистического и инфраструктурного комплексов (энергетика и современное строительство), обеспечивающее комплексные условия сбалансированного пространственного развития.
В результате отсутствия системного базиса на втором этапе (2014 - 2015 гг.) не были сформированы институты и системы инновационного развития, не был запущен набор системных инвестиционных проектов.
Основным фактором стагнации в большинстве регионов Российской Федерации в этот период стал внешний фактор - изменение геополитики России в условиях кризиса и последующее изменение макроэкономических параметров. В этот период Республика Северная Осетия-Алания в большей степени, чем соседние субъекты, сделала ставку на внутренние ресурсы, которых оказалось недостаточно. При этом Республика Северная Осетия-Алания не смогла предложить федеральному центру интересной повестки, а уже инициированные системные проекты не были реализованы ("Гергиевский центр", "Мамисон", "Реструктуризация предприятий электронной промышленности").
Также недостаточно внимания уделялось механизмам актуализации Стратегии. Учитывая результаты реализации Стратегии и изменение факторов внешней среды, было необходимо внести системные изменения в стратегические документы.