1.4.9.1. Оценка инвестиционной привлекательности и финансовой системы Республики Северная Осетия-Алания
Республика Северная Осетия-Алания имеет низкую инвестиционную привлекательность и низкий инвестиционный рейтинг, ограничивающий возможность привлечения внешних инвестиций. Республике рейтинговым агентством "Эксперт РА" на протяжении ряда лет присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности "3С2" (незначительный потенциал - высокий риск).
В целом в республике наблюдается низкое качество работы по привлечению инвестиций: не был сформирован единый инвестиционный портфель и не сфокусированы усилия единой команды по привлечению инвестиций. Вместе с тем обращает на себя внимание улучшение позиций республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по итогам 2018 года, что позитивно характеризует усилия республиканских органов власти, направленные на изменение делового климата в республике.
Республика Северная Осетия-Алания занимает:
- 84 (предпоследнее) место в Рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2018 году, тогда как в 2016 - 2017 годах занимали 85 место (согласно исследованию Центра развития государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) при поддержке Минэкономразвития России);
- 54 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (формируемом Агентством стратегических инициатив) по итогам 2018 года, улучшив свое положение на 14 позиций по сравнению с 2017 годом;
- 79 место в Рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации за 2017 год, составленном рейтинговым агентством "РИА Рейтинг", (по итогам 2016 года - 78 место);
- 73 место по показателю "Инвестиции в основной капитал на душу населения" (45,52 тыс. рублей) в 2018 году.
Финансовая система Республики Северная Осетия-Алания представлена 1 банком (имеющим 1 филиал в республике), зарегистрированным в республике, а также пятью филиалами кредитных организаций, головная организация которых находится в другом субъекте Российской Федерации. Как и в других регионах России, одной из основных проблем бизнеса (особенно малого и среднего, начинающих предпринимателей) является низкая доступность финансовых средств по причине отсутствия у предприятий обеспечения возврата кредитов (физического залога), отсутствия кредитной истории, работающего расчетного счета.
Бюджетная система Республики Северная Осетия-Алания характеризуется достаточно высокой зависимостью от трансфертов из федерального бюджета, хотя республика и не является такой высокодотационной, как соседние Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика. Бюджетная система Республики Северная Осетия-Алания характеризуется также высокой степенью централизации: более 86,9% доходов аккумулируется в республиканском бюджете. Консолидированный бюджет республики на 47,7% сформирован налоговыми и неналоговыми поступлениями, что не позволяет отнести республику к перечню высокодотационных субъектов. Наибольшую долю поступлений обеспечивает налог на доходы физических лиц (порядка 41,3% в 2018 году). Большой удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов Республики Северная Осетия-Алания занимают акцизы - 26,8%, при этом крайне небольшое значение имеют налог на прибыль организаций - 9,6% и налоги на имущество - 9,8%. Небольшая волатильность поступлений основных для республики налоговых доходов обеспечивает относительную стабильность ее доходной базы. Динамика налоговых поступлений в целом демонстрирует высокие показатели по темпу роста налоговых поступлений в сравнении со средним показателем по Российской Федерации.
Более 80% расходов консолидированного бюджета республики приходится на социальную сферу. При этом 91,2% расходов сконцентрированы в программной части бюджета.
По состоянию на 01.01.2019 государственный долг Республики Северная Осетия-Алания оценивается в 9068,9 млн. рублей. Долговая нагрузка на республиканский бюджет является крайне высокой: объем государственного долга субъекта составил 79,5% налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета по итогам 2018 года.
Тяжелая ситуация складывается с финансовым состоянием муниципальных образований. Из 9 муниципалитетов высокодотационными являются 7 (Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Правобережный и Пригородный районы). Объем собственных доходов в общей структуре наиболее развитых муниципальных образований - г. Владикавказ и Моздокском районе не превышает 40%.