Основой развития строительной отрасли в Свердловской области является планирование территориального развития Свердловской области, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
Реализация территориального развития Свердловской области непосредственно зависит от уровня цифровизации в сфере градостроительной деятельности, которая на сегодняшний день не получила соответствующего современным требованиям развития.
Активное развитие информационных технологий устанавливает новые требования, предъявляемые к уровню цифровизации в сфере строительной и градостроительной деятельности, обусловленные необходимостью применения современных, эффективных инструментов управления градостроительным развитием территорий и исключающие возможность применения прежних форм управления градостроительной деятельностью. Это обуславливает необходимость совершенствования процессов формирования, актуализации, использования информационных ресурсов и управления ими исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований. Эффективное управление развитием территории Свердловской области напрямую зависит от наличия цифровых информационных ресурсов об объектах градостроительной деятельности Свердловской области, полноценное использование которых требует:
1) принятие системы требований к градостроительной документации в электронном виде, которая позволит сформировать единую структуру градостроительных данных о территории;
2) формирование единого информационного пространства, являющегося организационно-технологической платформой, обеспечивающей возможность применения современных информационных технологий для повышения эффективности функционирования строительной отрасли и качества взаимодействия ее субъектов.
Повышение уровня цифровизации в сфере градостроительной деятельности обеспечит получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, повышения доступности и эффективности электронных услуг, услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, эффективности управления территорией Свердловской области при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Осуществление градостроительной деятельности неразрывно связано с установленными функциональными зонами, детализированными положениями утвержденных документов территориального планирования муниципальных образований. Одним из способов реализации утвержденных документов территориального планирования является подготовка документации по планировке территории для создания условий при осуществлении жилищно-гражданского строительства, строительства линейных объектов регионального (межмуниципального) значения, оказание услуг в части выдачи градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Основные документы территориального планирования и Схема территориального планирования Свердловской области (далее - схема терпланирования) были разработаны в период 2005 - 2013 годов. С учетом периодичности внесения изменений в различные программы, в том числе инвестиционные программы субъектов естественных монополий, требуется постоянное проведение актуализации схемы терпланирования, документов территориального планирования и градостроительного зонирования уровня муниципальных образований.
Отсутствие актуализированной схемы терпланирования, а также отсутствие документов территориального планирования и градостроительного зонирования, выполненных в соответствии с правилами цифрового описания объектов, недостаточность документации по планировке территории к линейным объектам и площадкам жилищно-гражданского строительства обусловлены следующими причинами:
1) перенос сроков разработки документов;
2) невыполнение установленных планов разработки;
3) отсутствие требуемых средств в бюджетах;
4) перенос сроков утверждения;
5) несвоевременное представление планов развития и конкретизации планов отраслевых сетевых организаций, инвестиционных проектов.