Действующий

Об утверждении государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области" (с изменениями на 22 августа 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы образования Орловской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы образования


Система образования Орловской области в 2023 году представлена преемственностью многоуровневого образования и успешно реализует современные методики и программы. Образовательный процесс начинается с освоения программ дошкольного образования и продолжается получением общего и профессионального, а также предполагает получение дополнительного образования на каждом из этих этапов.


Система дошкольного образования в Орловской области представлена 166 муниципальными дошкольными образовательными организациями и дошкольными группами (отделениями) в 125 общеобразовательных организациях, 1 государственной образовательной организацией - детским домом для детей дошкольного возраста, 1 негосударственным учреждением, 2 индивидуальными предпринимателями, реализующими программу дошкольного образования.


В организациях дошкольного образования обучается 26688 детей, из которых 4662 ребенка в возрасте до 3 лет и 20026 детей в возрасте от 3 лет и старше.


Система общего образования на начало 2023/2024 учебного года представлена 345 общеобразовательными организациями. Из них 321 муниципальная образовательная организация, 11 организаций интернатного типа, 3 государственные образовательные организации, 3 образовательные организации при исправительных учреждениях, 7 негосударственных образовательных организаций. Из общего количества общеобразовательных организаций 29% расположены в городах и поселках городского типа, 71% - в сельской местности. 112 школ, расположенных в сельской местности, являются малокомплектными.


Особое внимание уделяется организации обучения и социальной адаптации детей-инвалидов.


В области функционируют 9 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам: 6 школ-интернатов и 1 школа - для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 школа-интернат - для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, 1 школа-интернат - для детей с тяжелыми нарушениями речи.


В Орловской области работают 10 центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Целью работы таких центров является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.


Служба по оказанию услуг ранней коррекционной помощи помогает частично решать вопросы обеспечения доступности дошкольного образования для детей раннего возраста с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также позволяет решить следующие задачи: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание комплексной психолого-медико-педагогической консультативной помощи родителям, содействие психофизическому и личностному развитию детей, раннее выявление каких-либо отклонений, повышение компетентности родителей.


В Орловской области обеспечено инклюзивное обучение детей. В настоящее время в общеобразовательных организациях обучается 5702 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 1546 детей-инвалидов. Кроме того, в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение исключительно по адаптированным образовательным программам, проходят обучение 1313 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 236 детей-инвалидов.


В образовательных организациях Орловской области успешно внедрена цифровая образовательная среда, внедрение которой стало возможно благодаря участию в национальном проекте "Образование". В настоящее время 211 образовательных организаций оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением для использования сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" осуществляет свою деятельность центр цифрового образования детей "IT-куб", в котором реализуются программы, направленные на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий.


Благодаря реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в образовательных организациях Орловской области создано 70 центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" и 138 центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", что значительно расширило возможности детей, обучающихся в сельской местности и малых городах, для получения качественного образования с применением высокотехнологичного современного оборудования.


В рамках федерального проекта "Современная школа" создан и функционирует на базе общеобразовательной организации детский технопарк "Кванториум", оснащенный высокотехнологичным оборудованием и позволяющий детям получать бесплатное образование по актуальным техническим, инженерным и естественно-научным направлениям, учиться проектной деятельности, командной работе, креативности и критическому мышлению.


С целью развития мотивации детей к познанию и творчеству, содействия их личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщения к здоровому образу жизни в Орловской области интенсивно развивается система дополнительного образования детей. Наиболее востребованы естественно-научное, технологическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и художественное направления.


В настоящее время дополнительное образование детей осуществляется 94 организациями, в которых обучается около 42882 детей в возрасте от 5 до 18 лет. 3877 детей обучаются по программам дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных в сельской местности. На базе 92 образовательных организаций открыты новые места дополнительного образования детей.