В системе образования Оренбургской области по состоянию на 1 января 2018 года функционирует 1852 ОО, в том числе:
930 ДОО (113,1 тыс. воспитанников);
855 школ - 34 начальных, 237 основных, 584 средних (220,6 тыс. обучающихся);
5 вечерних (сменных) ООО (1345 обучающихся);
10 негосударственных ООО (1077 обучающихся);
28 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, детских домов, 1 учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (для мальчиков) (3,1 тыс. воспитанников);
193 ООДО (271,9 тыс. воспитанников);
58 ПОО (47,0 тыс. обучающихся);
18 ООВО (46,3 тыс. обучающихся).
Система образования Оренбургской области включает в себя ОО разных типов и видов, позволяющих удовлетворить образовательные запросы различных групп населения.
В Оренбургской области создана многофункциональная сеть ОО, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. По показателю доступность дошкольного образования на начало 2018/2019 учебного года Оренбургская область превышает общероссийский показатель на 5,8 процента. При этом недостаточно развита система сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Кроме того, в ряде муниципальных образований Оренбургской области сохраняется дефицит мест в ДОО. На регистрационном учете в целях получения места в детском саду все еще находятся более 27 тыс. детей.
В Оренбургской области проведена масштабная модернизация сети ООО, созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов, оснащенные современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения гражданам равного качества образовательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.
Сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряется ФГОС начального общего и основного общего образования, утверждены и проходят апробацию ФГОС среднего общего образования, утверждены концепции развития математического образования, отечественной истории, русского языка и литературы, формируются планы реализации концепций по учебным предметам "Обществознание", "География", "Физическая культура", предметным областям "Искусство", "Технология".
Модернизация системы образования направлена на сохранение здоровья подрастающего поколения. Все более актуальными становятся проблемы создания условий для укрепления здоровья обучающихся, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привития навыков здорового образа жизни. Важнейшим фактором здоровьесбережения детей и подростков является их полноценное питание на всех этапах получения образования.