По данным статистики, в Оренбургской области каждый четвертый оренбуржец - представитель молодого поколения.
Государственная молодежная политика является важным направлением деятельности законодательной и исполнительной власти Оренбургской области, которая формируется в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Страна и общество, ставящие своей целью переход на инновационный путь развития, не могут обойтись без потенциала, присущего молодежи. От готовности молодого поколения понять и принять новую стратегию, включиться в процесс преобразований во многом зависит успех задуманного.
В Оренбургской области создана действенная модель государственной молодежной политики, которая позволила достичь определенных результатов:
сформированы условия для поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций через организацию и проведение конкурсов на предоставление субсидии или конкурса грантов лучших социально ориентированных проектов в сфере молодежной политики;
налажен механизм поддержки молодых семей, обеспечения их жильем и создания условий, способствующих увеличению рождаемости, посредством реализации комплекса мероприятий, направленных на оздоровление и организацию досуга родителей и детей из неполных семей, пропаганду семейных ценностей;
внедрены технологии профилактики асоциального поведения в молодежной среде путем организации работы профильных лагерей, площадок по месту жительства, обеспечения методическими разработками специалистов заинтересованных организаций;
созданы условия для обеспечения продуктивной занятости молодежи посредством развития деятельности детских и молодежных общественных организаций;
сложилась система формирования культуры здорового образа жизни, охраны здоровья молодых граждан путем создания сети добровольческих профилактических центров и организации "равного обучения".
В настоящее время существуют необходимость и возможность принятия подпрограммы как инструмента координации работы с молодыми людьми.
Из-за отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи в последние десятилетия проявились негативные тенденции, которые при сохранении сложившейся экономической ситуации могут усиливаться.
Первая тенденция отсутствие полноценной системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом реализуемые программы в большинстве нацелены на реабилитацию молодых людей и их возвращение к полноценной жизни, а не на профилактику попадания молодежи в неблагоприятную жизненную ситуацию. В этой ситуации возможно формирование изолированных групп населения (бывших заключенных, инвалидов, носителей социальных заболеваний, членов неблагополучных семей) и, как следствие, социальной нетерпимости и дестабилизации общественной жизни.
Вторая тенденция - низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития страны, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.
Для преодоления сложившейся ситуации возникла реальная необходимость расширения применения новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых граждан.
Основными приоритетами молодежной политики в сфере реализации подпрограммы являются: