Малое и среднее предпринимательство имеет большое значение как для формирования структуры экономики республики, так и для ее развития. Малый и средний бизнес выполняет ряд важных социально-экономических задач, таких как организация занятости населения, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, повышение конкуренции в республике, участие в формировании бюджетов, а также является надежной базой налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В связи с этим Правительство Республики Хакасия уделяет большое внимание и ведет целенаправленную работу по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в республике.
В 2018 году в Республике Хакасия число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, сократилось на 3,6% (203 предприятия) по сравнению с 2017 годом и составило 5407 единиц. Сокращение количества предприятий наблюдается практически во всех отраслях экономики. Наиболее заметно сокращение количества предприятий наблюдается в сфере торговли, обрабатывающего производства, у предприятий, ведущих деятельность по операциям с недвижимым имуществом. В данных трех отраслях суммарно за 2018 год стало меньше на 113 предприятий. В некоторых отраслях отмечено увеличение количества малых и средних предприятий по итогам 2018 года, включая микропредприятия. Наиболее заметен рост в отрасли "предоставление прочих видов услуг" - на 23 предприятия.
Приход на территорию региона крупных федеральных сетей вносит свои негативные коррективы - приводит к сокращению численности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществлявших торговую деятельность, и производителей товаров, мощности производства которых не способны удовлетворять требования, предъявляемые сетями. Мелкие и средние производители лишаются рынка сбыта. Это может привести к перестроению структуры малого бизнеса республики (на сегодня почти треть малых и микропредприятий Республики Хакасия занимается торговлей).
Прогнозируется, что рост числа малых и средних предприятий, включая микропредприятия, к 2022 году по базовому варианту составит до 5699 единиц.
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия в 2018 году составил 76,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 9,4 млрд рублей, или на 14,0% (оборот за 2017 год 66,9 млрд рублей).
Отраслями-лидерами по наращиванию оборота за 2018 год являлись организации торговли (+5,8 млрд рублей), предприятия, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки и хранения (+3,5 млрд рублей) и добычи полезных ископаемых (+1,4 млрд рублей). У малых и средних предприятий сферы обрабатывающих производств напротив зафиксировано значительное сокращение оборота на 2,3 млрд рублей.
По итогам 2019 года ожидается небольшой рост объема оборота малых и средних предприятий, включая микропредприятия, по сравнению с 2018 годом на 1,3% и составит 77,3 млрд рублей.
Прогнозируется, что в период 2020 - 2022 годов совокупный оборот малых и средних предприятий будет увеличиваться и составит к 2022 году по базовому варианту 86,3 млрд рублей. Предполагается, что рост оборота предприятий будет достигнут благодаря смене тенденции сокращения их количества на тенденцию роста, а также благодаря стабилизации ситуации в обрабатывающих отраслях.
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей и без учета индивидуальных предпринимателей), за 2018 год составила 23,1 тыс. человек, по сравнению с 2017 годом сократилась на 2,6 тыс. человек или 10,2% (по итогам 2017 года численность составила 25,7 тыс. человек).
Сокращение работников коснулось практически всех сфер деятельности, однако наиболее заметно оно произошло в сфере строительства (-881 человек), обрабатывающих производств (-618 человек) и административной деятельности (-530 человек). В некоторых отраслях наоборот наблюдалось увеличение численности работников - на предприятиях, осуществляющих деятельность по транспортировке и хранению (+435 человек), финансовой и страховой деятельности (+180 человек), при этом наблюдается небольшое сокращение количества малых и средних предприятий данных отраслей.
Одной из причин этого является увеличение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до прожиточного минимума для всех субъектов Российской Федерации, что привело к увеличению легального размера фонда оплаты труда у субъектов малого и среднего предпринимательства и, следовательно, размера перечисляемых отчислений, поскольку сумма номинальных расходов по социальным отчислениям у производителей товаров (услуг), осуществляющих свою деятельность на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с выплатой работникам северных надбавок (+60%) значительно выше, что приводит к низкой конкурентоспособности производителей Сибири и является одним из сдерживающих факторов их развития. Все это подталкивает предприятия на сокращение персонала или ведение трудовых отношений без заключения договоров.
По оценке в 2019 году среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей и без учета индивидуальных предпринимателей), практически сохранится на уровне 2018 года.
Ожидается, что среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в 2022 году достигнет по базовому варианту 24,6 тыс. человек.
Макроэкономическая ситуация в регионе и в стране в целом оказывает существенное влияние на уровень развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отмечается низкий побуждающий эффект к занятию предпринимательством среди экономически активного населения, особенно молодежи.