Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Республики Хакасия на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов



Перечень основных проблемных вопросов развития региона, сдерживающих социально-экономическое развитие


Основные проблемные вопросы региона, сдерживающие его социально-экономическое развитие, обозначены в документах стратегического планирования Республики Хакасия на долгосрочную и среднесрочную перспективы.


В целях проведения единой экономической политики в регионе действует Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700, и План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.12.2016 N 639. Данные документы в целом соответствуют целям, приоритетам и основным задачам государственной политики, обозначенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".


Далее перечислены основные проблемы социально-экономического развития Республики Хакасия, которые по оценке Министерства экономического развития Республики Хакасия останутся актуальными в среднесрочной перспективе.


Резко континентальный климат с холодной и продолжительной зимой и коротким жарким летом является ограничивающим фактором для развития сельскохозяйственного производства.


Удаленность относительно основных экономических центров страны. Столица республики, г. Абакан, находится на расстоянии от г. Москвы и г. Санкт-Петербурга более 4 тыс. км.


Непрогрессивная структура экономики. Превалирование в структуре реального сектора экономики добывающих производств и начальных переделов обрабатывающих производств.


Монопрофильность экономики республики. Высокая зависимость экономики Республики Хакасия от нескольких видов экономической деятельности, преимущественно сконцентрированных в монопрофильных муниципальных образованиях, влияет на устойчивость социально-экономического развития республики под воздействием внутренних и внешних факторов.


В промышленном производстве республики около 80% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций приходится на девять предприятий, сконцентрированных в семи муниципальных образованиях.


Низкая инвестиционная активность субъектов бизнеса. Начиная с 2015 года в Республике Хакасия наблюдается спад инвестиционной активности. По итогам 2018 года объем инвестиций в суммарном выражении практически находится на уровне 2013 года, в сопоставимых ценах капиталовложения сократились на 41,5% за период 2011 - 2018 годов.


Высокий уровень износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда достигает 4,1% в общем объеме жилищного фонда Республики Хакасия.


Остается высоким уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры.


Низкий уровень продукции инновационного характера связан с низкой долей затрат организаций, осуществляющих технологические инновации, в общей структуре затрат.


Высокая зависимость доходов консолидированного бюджета республики от деятельности системообразующих организаций. В результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций. В объеме поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия по налогу на прибыль организаций доля основных налогоплательщиков (крупных организаций региона) составляет порядка 60 - 70% (2017 - 2018 годы).


Несбалансированность доходов и расходов, С 2012 года на региональный уровень переданы 19 дополнительных полномочий с федерального уровня (в сфере занятости населения, профобразования, предоставления жилья детям-сиротам, организации деятельности многофункциональных центров), что легло дополнительной нагрузкой на региональный бюджет. При этом изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации в связи с передачей данных полномочий, не полностью покрывают расходы на исполнение переданных обязательств. Среднегодовой прирост объемов валовой продукции реального сектора экономики не превышал 4,1%, в то время как увеличение расходов на социальную сферу составляло на 10,6%.