1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в Республике Саха (Якутия), в том числе проблематика и планируемые результаты
1.1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия по созданию центров цифрового образования, в том числе проблематика и планируемые результаты.
Переход к цифровой экономике - один из приоритетных векторов в развитии Республики Саха (Якутия), что отражено в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года.
Республика Саха (Якутия) является крупнейшим субъектом Российской Федерации, который характеризуют сложные климатические условия, удаленность от центральных городов России, транспортная труднодоступность.
В Республике Саха (Якутия) свои новейшие разработки и достижения в области науки и технологического бизнеса ежегодно демонстрирует республиканский технопарк "Якутия" на выставках "SakhaInnovation".
Наибольшее влияние на инновационное развитие Республики Саха (Якутия) оказывают такие предприятия, как АК "АЛРОСА" (ПАО), ОАО "Алмазы Анабара", ООО "Арктик-Капитал", ОАО "Республиканская инвестиционная компания", ОАО "Алмазэргиэнбанк" КБ, ОАО "Сахатранснефтегаз", ОАО Холдинговая компания "Якутуголь", ОАО ННГК "Саханефтегазсбыт", ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО "Сахаэнерго", ОАО "Якутгазпром", ОАО "ЛОРП" (Ленское объединенное речное пароходство), ОАО "Сахалес", АО "Авиакомпания Якутия", АО "Вилюйавтодор", филиал Сахателеком ПАО "Ростелеком", ГБУ Республики Саха (Якутия) НВК "Саха", ОАО РСК "Стерх".
В декабре 2018 года открылся первый на Дальнем Востоке IT-парк совместно с Центром биотехнологий и Региональным центром инжиниринга Якутии. В парке разместились до 100 резидентов, разрабатывающих экспортно ориентированные проекты по таким направлениям как финансовые технологии, интернет вещей Iot, геймдев, анализ больших данных, искусственный интеллект, робототехника, виртуальная и дополненная реальность. Они получили сервисы на уровне национальных стандартов и будут интегрированы в национальную и международную инновационную экосистему. При IT-парке запускается акселерационная программа, которая будет рассматривать до 20 проектов в год.
Возникает необходимость оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе осознанного выбора профиля обучения в сфере IT-деятельности; формирования у подрастающего поколения будущих навыков, таких как стратегическое, креативное, системное, критическое мышление, цифровая грамотность, развитие технологической компетентности на разных этапах жизненного пути и роста мотивации к выбору информационных и инженерных профессий, поддержка личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления детей и подростков в мобильном обществе.
Скорость изменений, приход новых технологий, стремительная цифровизация и автоматизация рутинного труда означают, что мы должны развивать в наших детях "мышление о будущем" - умение видеть основные процессы, трансформирующие мир вокруг нас, умение системно оценивать последствия тех или иных событий на длинных временных горизонтах.
Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра технических дополнительных общеобразовательных программ. На сегодня идет обновление содержания образовательных программ технической, естественно-научной и информационно-технологической направленностей. Но вместе с тем, система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике реализации высокотехнологичных программ. Наблюдается низкая активность в мероприятиях, связанных с программированием (конкурсы по программированию, олимпиады по информатике). ЕГЭ по предмету "Информатика и ИКТ" в 2019 году выбрали 1100 обучающихся. Основными причинами низкой активности по предмету "Информатика и ИКТ" являются: малое количество часов по программированию в обязательном школьном курсе информатики; недостаточно развитая инфраструктура системы дополнительного образования детей; нехватка современного оборудования; недостаточный уровень готовности педагогических работников для реализации программ дополнительного образования IT-направленности.
Численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров во всех уровнях экономики. И вопрос раннего выявления, профориентации кадров IT-сферы как никогда становится актуальным.
Для этого необходимо совершенствование дополнительных общеобразовательных программ, внедрение новых форм подготовки детей и молодежи по программам технической направленности, внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизации, новых образовательных IT-технологий.
Создание и функционирование центров цифрового образования детей "IT-куб" обусловлено необходимостью обеспечить обучающимся Республики Саха (Якутия) доступ к современным программам дополнительного образования в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Центры цифрового образования детей "IT-куб" являются формой организации инновационной, научной, экспериментальной, проектной, учебно-исследовательской, рационализаторской и прочей деятельности детей и подростков в области технического творчества.
Образовательная деятельность центров цифрового образования детей "IT-куб" будет направлена на профориентацию, формирование у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в информационной и телекоммуникационной сферах.