В целях подготовки заявки Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 6 раздела II документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров цифрового образования детей в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (II очередь), утвержденной заместителем министра просвещения Российской Федерации Раковой М.Н. от 15 июля 2019 г. N МР-89/02 вн (далее - Мероприятие):
1. Внести в распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2019 г. N 504-РГ "О создании центров цифрового образования "IT-куб" в Республике Саха (Якутия) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" следующие изменения:
1) Концепцию создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб" в Республике Саха (Якутия) изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению;
2) дополнить пунктами 5.1, 5.2 следующего содержания:
"5.1. Утвердить Комплекс мер (дорожную карту) по созданию и открытию центра цифрового образования "IT-куб" на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Транспортный техникум" согласно приложению N 5 к настоящему распоряжению.
5.2. Утвердить Комплекс мер (дорожную карту) по созданию и открытию центра цифрового образования "IT-куб" на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" муниципального района "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 6 к настоящему распоряжению.";
3) дополнить приложениями N 5, N 6 согласно приложениям N 2, N 3 к настоящему распоряжению;
4) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Рекомендовать муниципальному району "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия), муниципальному району "Хангаласский улус (район)" Республики Саха (Якутия), муниципальному району "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия), городскому округу "город Якутск" Республики Саха (Якутия) предусмотреть финансирование на функционирование и капитальный ремонт зданий создаваемых центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках муниципальных бюджетов.".
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
6 августа 2019 года
N 566-РГ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ "IT-КУБ" В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Концепция создания и функционирования центров цифрового образования "IT-куб" в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана в целях формирования единого системного подхода по созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в Республике Саха (Якутия).
Концепция определяет цели и основные направления развития дополнительного образования в IT-сфере, определяет модель, стандарты и структуру центра цифрового образования "IT-куб".
В Концепции применяются следующие термины и определения:
Центр цифрового образования детей "IT-куб" - организация (или ее структурное подразделение):
осуществляющая обучение по дополнительным общеразвивающим программам, направленным на интеллектуальное развитие детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий;
обладающая необходимым имущественным комплексом;
имеющая подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников организации;
реализующая комплекс отношений различного характера с ИТ-компаниями, промышленными, индустриальными и интеллектуальными партнерами;
обеспечивающая непрерывное обновление и актуализацию содержания образовательной деятельности.
Имущественный комплекс центров цифрового образования "IT-куб" - средства обучения, в том числе высокотехнологичное, учебное, производственное и ИКТ-оборудование, программное обеспечение, мебель, учебная литература и другое оборудование, необходимое для создания и функционирования детского центра.
Федеральный оператор сети детских центров цифрового образования детей - "IT-куб" (далее - федеральный оператор) - ведомственный проектный офис национального проекта "Образование", который осуществляет организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации проекта по созданию и функционированию сети центров цифрового образования детей "IT-куб" на территории Российской Федерации, в том числе разработку, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений центров цифрового образования детей "IT-куб" (отдельных направлений - кубов), разработку примерных функциональных и инфраструктурных требований к средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ, а также осуществляет мониторинг соблюдения положений Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. N Р-24, других документов и нормативных правовых актов, регулирующих указанную деятельность.
Региональный координатор центра (сети детских центров) цифрового образования детей "IT-куб" (далее - региональный координатор) - уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий создание и функционирование организаций дополнительного образования детей, в том числе центра цифрового образования "IT-куб", включая финансирование услуг дополнительных общеразвивающих программ, а также осуществление общей межведомственной координации и контроля за деятельностью центра цифрового образования детей "IT-куб" на территории Республики Саха (Якутия).
Региональный оператор центра (сети детских центров) цифрового образования детей "IT-куб" (далее - региональный оператор) - ведомственный региональный проектный офис, осуществляющий сопровождение функционирования центра (сети детских центров) цифрового образования детей "IT-куб" на территории Республики Саха (Якутия).
Преподавательский состав центров цифрового образования детей "IT-куб" - педагогические работники, методисты, лаборанты, инженеры, наставники из реального сектора экономики, в том числе сферы информационных и телекоммуникационных технологий, прошедшие обучение, организованное федеральным оператором.
Куб - это утверждаемое федеральным оператором образовательное направление центра цифрового образования детей "IT-куб", соответствующее приоритетным направлениям развития современных информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации.
Кадровое обеспечение центров - высококвалифицированные педагогические работники и специалисты, способные осуществлять инновационную образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами центров по соответствующим направлениям.
Для привлечения и дальнейшего профессионального роста специалистов (педагогов, научно-технических специалистов, экспертов), непосредственно участвующих в деятельности центров, необходимо обеспечить материально-технические и финансовые условия для работы, постоянное повышение квалификации.
К Концепции прилагаются таблицы индикаторов согласно приложению N 1, предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центров согласно приложению N 2, зонирование и дизайн-проект центров согласно приложению N 3, штатное расписание согласно приложению N 4, предполагаемая сеть центров цифрового образования детей "IT-куб" согласно приложению N 5 центров цифрового образования детей "IT-куб" в форме структурных подразделений организаций дополнительного образования Республики Саха (Якутия) на базе:
1) муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского научно-технического творчества" муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия);
2) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр технического творчества" городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия);
3) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Мирнинский район" г. Мирный муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия);
4) государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Транспортный техникум";
5) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" МР "Хангаласский улус".
1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в Республике Саха (Якутия), в том числе проблематика и планируемые результаты
1.1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия по созданию центров цифрового образования, в том числе проблематика и планируемые результаты.
Переход к цифровой экономике - один из приоритетных векторов в развитии Республики Саха (Якутия), что отражено в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года.
Республика Саха (Якутия) является крупнейшим субъектом Российской Федерации, который характеризуют сложные климатические условия, удаленность от центральных городов России, транспортная труднодоступность.
В Республике Саха (Якутия) свои новейшие разработки и достижения в области науки и технологического бизнеса ежегодно демонстрирует республиканский технопарк "Якутия" на выставках "SakhaInnovation".
Наибольшее влияние на инновационное развитие Республики Саха (Якутия) оказывают такие предприятия, как АК "АЛРОСА" (ПАО), ОАО "Алмазы Анабара", ООО "Арктик-Капитал", ОАО "Республиканская инвестиционная компания", ОАО "Алмазэргиэнбанк" КБ, ОАО "Сахатранснефтегаз", ОАО Холдинговая компания "Якутуголь", ОАО ННГК "Саханефтегазсбыт", ОАО АК "Якутскэнерго", ОАО "Сахаэнерго", ОАО "Якутгазпром", ОАО "ЛОРП" (Ленское объединенное речное пароходство), ОАО "Сахалес", АО "Авиакомпания Якутия", АО "Вилюйавтодор", филиал Сахателеком ПАО "Ростелеком", ГБУ Республики Саха (Якутия) НВК "Саха", ОАО РСК "Стерх".
В декабре 2018 года открылся первый на Дальнем Востоке IT-парк совместно с Центром биотехнологий и Региональным центром инжиниринга Якутии. В парке разместились до 100 резидентов, разрабатывающих экспортно ориентированные проекты по таким направлениям как финансовые технологии, интернет вещей Iot, геймдев, анализ больших данных, искусственный интеллект, робототехника, виртуальная и дополненная реальность. Они получили сервисы на уровне национальных стандартов и будут интегрированы в национальную и международную инновационную экосистему. При IT-парке запускается акселерационная программа, которая будет рассматривать до 20 проектов в год.
Возникает необходимость оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе осознанного выбора профиля обучения в сфере IT-деятельности; формирования у подрастающего поколения будущих навыков, таких как стратегическое, креативное, системное, критическое мышление, цифровая грамотность, развитие технологической компетентности на разных этапах жизненного пути и роста мотивации к выбору информационных и инженерных профессий, поддержка личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления детей и подростков в мобильном обществе.
Скорость изменений, приход новых технологий, стремительная цифровизация и автоматизация рутинного труда означают, что мы должны развивать в наших детях "мышление о будущем" - умение видеть основные процессы, трансформирующие мир вокруг нас, умение системно оценивать последствия тех или иных событий на длинных временных горизонтах.
Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра технических дополнительных общеобразовательных программ. На сегодня идет обновление содержания образовательных программ технической, естественно-научной и информационно-технологической направленностей. Но вместе с тем, система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике реализации высокотехнологичных программ. Наблюдается низкая активность в мероприятиях, связанных с программированием (конкурсы по программированию, олимпиады по информатике). ЕГЭ по предмету "Информатика и ИКТ" в 2019 году выбрали 1100 обучающихся. Основными причинами низкой активности по предмету "Информатика и ИКТ" являются: малое количество часов по программированию в обязательном школьном курсе информатики; недостаточно развитая инфраструктура системы дополнительного образования детей; нехватка современного оборудования; недостаточный уровень готовности педагогических работников для реализации программ дополнительного образования IT-направленности.
Численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров во всех уровнях экономики. И вопрос раннего выявления, профориентации кадров IT-сферы как никогда становится актуальным.
Для этого необходимо совершенствование дополнительных общеобразовательных программ, внедрение новых форм подготовки детей и молодежи по программам технической направленности, внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизации, новых образовательных IT-технологий.