Решение для управления процессами
производственной безопасности


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 августа 2019 года N 258-р


[Об утверждении комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей]



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":


1. Определить Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центра выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (II очередь).


2. Утвердить прилагаемые:


комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и открытию Центра выявления и поддержки одаренных детей;


описание создаваемого Центра выявления и поддержки одаренных детей.


3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 4 июля 2019 г.



Председатель Правительства
Республики Калмыкия
Ю.ЗАЙЦЕВ



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 15 августа 2019 г. N 258-р



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ОТКРЫТИЮ ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

N

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1.

Утверждено должностное лицо, ответственное за функционирование Центра

Республика Калмыкия

Распоряжение Правительства

Республики Калмыкия

25 августа Х - 1 <1> года

2.

Подписано соглашение с Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Калмыкия

Республика Калмыкия,

Фонд "Талант и успех"

Соглашение

15 сентября Х - 1 года

3.

Утвержден медиаплан Центра

Республика Калмыкия

Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - приказ Минобрнауки РК)

1 октября

Х - 1 года, далее ежегодно

4.

Утверждено Положение о деятельности Центра

Республика Калмыкия

Приказ Минобрнауки РК

1 октября

Х - 1 года

5.

Создан Попечительский совет Центра и утвержден его состав

Республика Калмыкия

Приказ Минобрнауки РК

1 октября

Х - 1 года

6.

Создан Экспертный совет Центра и утвержден его состав

Республика Калмыкия

Протокол

Попечительского совета

30 октября Х - 1 года

7.

Согласованы и утверждены типовой дизайн-проект и зонирования Центра

Республика Калмыкия

Приказ Минобрнауки РК

30 октября Х - 1 года

8.

Утверждены ключевые направления работы Центра

Республика Калмыкия, Попечительский совет

Приказ Минобрнауки РК,

протокол заседания Попечительского совета

30 октября Х - 1 года

9.

Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра

Республика Калмыкия, Попечительский совет, Экспертный совет

Протокол заседания Попечительского совета

30 октября Х - 1 года

10

Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ, проводимых Центром

Республика Калмыкия, Экспертный совет, Центр

Локальный акт организации

30 ноября

Х - 1 года

11

Сформирован и согласован экспертным советом Центра перечень оборудования для оснащения Центра

Республика Калмыкия, Экспертный совет

Протокол заседания Экспертного совета

30 ноября

Х - 1 года

12

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов

Республика Калмыкия, федеральный оператор

Письмо Минобрнауки РК

15 декабря Х - 1 года, далее ежегодно

13

Создан информационный ресурс в сети "Интернет", освещающий работу Центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи

Республика Калмыкия

Акт о вводе в эксплуатацию информационного ресурса

15 декабря Х - 1 года

14

Заключено дополнительное соглашение о реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Республики Калмыкия в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Калмыкия

Дополнительное соглашение

5 февраля

Х года, далее по необходимости

15

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Республика Калмыкия

Финансовое соглашение

15 февраля

Х года, далее по необходимости

16

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания Центра

Республика Калмыкия

Извещения о проведении закупочных процедур

01 марта

Х года

17

Апробация проведения интенсивных программ (в т.ч. учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, химии, биологии, проектной деятельности и другим направлениям деятельности Центра

Республика Калмыкия

Информация на интернет-ресурсе Центра

июнь - август Х года

18

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников Центра

Республика Калмыкия

Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

25 августа

Х года, далее ежегодно

19

Доставлено, установлено и налажено оборудование

Республика Калмыкия

Акты приемки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа

Х года

20

Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадки Центра в соответствие с дизайн-проектом

Республика Калмыкия, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование"

30 августа

Х года

21

Организация набора детей, обучающихся по программам Центра

Центр

Локальный акт организации, информация на интернет-ресурсе Центра

30 августа

Х года, далее на регулярной основе

22

Формирование перечня и плана-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи

Республика Калмыкия, Центр

Акт Минобрнауки РК/Центра, информация на интернет - ресурсе Центра

1 сентября

Х года

23

Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме

Республика Калмыкия, Центр

Годовой отчет Центра, информация на интернет - ресурсе Центра

Ежегодно

24

Открытие Центра в единый день

Республика Калмыкия

Информационное освещение в СМИ

1 сентября

Х года


________________


<1> Х - год получения субсидии.



Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 15 августа 2019 г. N 258-р



ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ



Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УКАЗАНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Улучшение демографической ситуации и естественного прироста населения в Республике Калмыкия и, как следствие, увеличение числа обучающихся требуют дополнительных условий по выявлению и поддержке одаренных детей.


Министерством образования и науки Республики Калмыкия ведется целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей, организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи.


Мероприятие по организации и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи реализуется в рамках государственной программы Республики Калмыкия "Развитие образования Республики Калмыкия".


В целях оказания поддержки талантливых, одаренных учащихся общеобразовательных учреждений республики в 2006 году учреждена Премия Главы Республики Калмыкия школьникам за особые достижения в учебной и внеурочной деятельности. Более 360 учащихся уже награждены премией Главы Республики Калмыкия за особые достижения в учебной и внеурочной деятельности. Предоставление данной государственной поддержки способствует созданию условий для реализации инновационного потенциала российской молодежи.


Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие школьников республики во всероссийских конференциях и конкурсах. Так, между Министерством образования и науки Республики Калмыкия и Образовательным Фондом "Талант и Успех" заключено Соглашение по совместному проведению Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы". Ежегодно в мероприятиях образовательного центра "Сириус" принимают участие обучающиеся и педагоги республики.


Также учащиеся республиканских школ успешно участвуют во Всероссийской конференции юных краеведов "Отечество", Всероссийской конференции юных исследователей окружающей среды "Зеркало природы", Всероссийском форуме "Одаренные дети", творческих конкурсах "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательской олимпиаде "Шаг в будущее", Всероссийской конференции "Юность, наука, культура", соревнованиях по различным видам спорта.


Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является Всероссийская олимпиада школьников. Для раннего выявления одаренных школьников ежегодно для учащихся 4 - 8 классов проводятся региональные олимпиады по предметам "Русский язык", "Математика", в которых участвуют до 60% школьников республики.


Результаты участия в вышеуказанных мероприятиях свидетельствуют об увеличении числа школьников республики, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения страны. Так, за период 2010 - 2018 гг. по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2 победителя и 14 призеров явились обучающимися республиканских школ.


Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развитию системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержке одаренных школьников, поощрению педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении, обучающиеся республики стали конкурентоспособными на всероссийском и международном уровнях.


Вместе с тем, анализируя итоги проведения Всероссийской олимпиады школьников, отмечаются некоторые проблемы.


За последние три учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9 - 11 классов по предметам естественно-математического цикла: математике, физике, химии, астрономии, информатике. На протяжении ряда лет на региональном уровне по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; отмечается крайне низкий процент выполнения школьниками заданий по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика".


Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить следующие существенные противоречия.


Так, между растущей потребностью детей и молодежи республики в развитии их талантов (способностей) и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей. В республике не в полной мере организовано межведомственное и сетевое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития одаренных детей; отсутствует специализированная образовательная организация, занимающаяся развитием одаренных обучающихся в естественно-научном и техническом направлениях, предоставляющая образовательные услуги обучающимся в очном, межсессионном режиме, в том числе для детей из отдаленных сельских территорий. Существующая материально-техническая база учреждений дополнительного образования муниципального и республиканского уровней не позволяет полностью решать задачи в данном направлении.


Кроме того, существует противоречие между необходимостью в научно обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием менеджмента в этом направлении;


86% общеобразовательных организаций республики расположены в сельской местности и удалены от столицы республики и районных центров.


90% школ республики не оснащены современным оборудованием, обеспечивающим полноценную реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.


Все это отрицательно влияет на формирование научного потенциала из числа школьников республики, не в полной мере создаются равные "стартовые возможности" для обучающихся, проживающих в сельской местности.


В этой связи создание регионального Центра по выявлению и поддержке одаренных детей обеспечит получение дополнительных возможностей обучающимся качественного образования по предметам естественно-научного, технического, гуманитарного направлений.


Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование Центра приведена в Приложении N 2.


Предусмотрены следующие основные задачи Центра:


выявление и поддержка талантливых и одаренных детей Республики Калмыкия в целях формирования образовательной политики республики в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, консолидация ресурсов образовательных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью;


координация межведомственного подхода по выявлению и поддержке одаренных детей в Республике Калмыкия;


координация деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей на уровне муниципальных образований;


совершенствование физико-математического, инженерно-технологического образования; развитие новых форм включения одаренных детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность;