Недействующий

Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Иркутской области на 2020 - 2024 годы



10. Предложения по модернизации систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований Иркутской области с учетом максимального развития в районе когенерации на базе новых ПГУ-ТЭЦ с одновременным выбытием котельных


В соответствии с корректировкой Генеральной схемы газификации и газоснабжения Иркутской области на ее территории предусматривается формирование четырех центров газодобычи: Южного, Братского, Усть-Кутско-Киренского и Северного. На их базе возможно развитие газовой энергетики. Наличие природного газа на территории Усть-Кутского и Киренского районов Иркутской области делает возможным реализацию крупного энергетического проекта, снижающего риск развития энергодефицитной ситуации в Иркутской области. Этот проект направлен на строительство газовой электростанции в районе г. Усть-Кута.


В соответствии с перечнем объектов, представленном ранее в разделе 6.4.6, в Иркутской области не планируется ввод новых мощностей на базе когенерационных источников энергии и парогазовых технологий. В то же время в долгосрочных стратегических планах инвестпрограммы ПАО "Иркутскэнерго" запланирован ввод энергоблока 230 МВт Ленской ПГУ-ТЭС. В той же программе указаны сдерживающие факторы строительства блока, связанные с необходимостью строительства линии 500 кВ "Нижнеангарск-Таксимо" и отсутствием механизмов возврата капитала на строительство новых мощностей по аналогу с ДПМ для данного проекта.


Для г. Усть-Кута в случае подачи газа в город возможна реализация четырех вариантов развития систем централизованного теплоснабжения:


- установка блочных модульных котельных в центральной части города и автономных газовых источников в районах неблагоустроенного сектора;


- использование блочных модульных котельных с дополнительным размещением Мини-ТЭЦ;


- строительство ТЭС на площадке в районе Панихи;


- строительство газовой Ленской ТЭС на площадке в районе ручья Утопленник.


Последний вариант был рекомендован администрацией города в качестве основного. Планируется, что газовая ТЭС будет отапливать центральную и восточную часть города, позволив закрыть 12 неэффективных котельных, большая часть из которых - мазутные.


Согласно Схеме теплоснабжения г. Усть-Кута суммарная тепловая нагрузка к 2020 г. может составить 180 Гкал/ч. При этом предусмотрены два основных варианта развития системы теплоснабжения города:


1) условно-оптимистический, с учетом строительства Ленской ТЭС и газификации существующих котельных;


2) сдержанно-пессимистический, с учетом подачи газа в перспективе и перевода части котельных на использование газа и возможностью модернизации существующих котельных на окраинах города, работающих на угле и щепе.


Организация теплоснабжения г. Усть-Кута от Ленской ТЭС и газовых котельных повысит эффективность Ленской ТЭС и позволит обеспечить качественное, экономичное и надежное теплоснабжение потребителей. Предполагается, что реализация мероприятий по газификации Иркутской области позволит создать условия для газификации основных промышленно-административных центров Иркутской области (городов Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово), оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, увеличению доли когенерационного производства энергии в регионе на базе эффективных и экологичных газовых и парогазовых технологий. При этом перевод на газ действующих ТЭЦ связан с ограничивающими факторами (значительные инвестиции в модернизацию ТЭЦ, межтопливная конкуренция с местными углями). Поиск необходимых механизмов по компенсации/сглаживанию этих факторов должен проходить в рамках совместных рабочих групп поставщиков, потребителей газа и региональных властей.


Окончательный оптимальный вариант повышения надежности теплоснабжения потребителей города Усть-Кут должен определяться в рамках технико-экономического сравнения затрат сооружения источников комбинированной выработки электроэнергии и тепла и альтернативных вариантов сооружения котельных. При этом с учетом мероприятий по электросетевому строительству, предусмотренному в проекте СиПР ЕЭС на 2019 - 2025 гг., режимно-балансовая необходимость в строительстве Ленской ТЭЦ отсутствует