________________
* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Следует отметить высокую долю "Автотора" не только в объеме товарной продукции обрабатывающих производств города, но и в объеме отгруженной продукции обрабатывающей промышленности области в целом, она составляет до 50%. В объемах морских и железнодорожных контейнерных перевозок из Калининградской области доля предприятий составляет около 56%, доля налогов и сборов, уплачиваемых на территории Калининградской области, - без малого 40%. Компания обеспечивает заказами около 150 предприятий малого бизнеса Калининградской области.
В рамках Стратегии развития до 2025 года решением совета директоров "Автотора" одобрены совместные инвестиционные проекты как с действующими, так и с новыми партнерами компании в легковом и грузовом сегментах. В планах предприятия - повышение уровня локализации выпускаемой продукции, совершенствование системы обучения и профессиональной подготовки кадров. Кроме того, продолжается реализация стартовавшего в 2013 году проекта по созданию кластера полнопрофильных автомобильных производств, что предполагает комплексное освоение в городе Калининграде территории площадью 967 гектаров.
Доля производства химических веществ и химических продуктов в объеме отгруженной продукции перерабатывающих производств по городу Калининграду в 2018 году составила 6,1% (19372,9 млн. руб.). В большей степени развитие указанного вида деятельности (химической отрасли на территории Калининграда в целом) связано с созданием "Алко-Нафта" (ныне - АО "Экопэт") в 2007-2011 годах на территории Балтийского промышленного парка производства полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Акционерное общество в 2012 году стало лидером по производству ПЭТФ в Таможенном союзе, произведя 145,5 т ПЭТ-гранулята. Помимо АО "Экопэт" на территории Балтийского промышленного парка располагается ООО "ТД "Экополимеры", ведущее оптовую торговлю химическими продуктами.
Дальнейшее развитие химической промышленности на территории Калининграда также связано с развитием Балтийского промышленного парка, расположенного в непосредственной близости от основных транспортных магистралей на берегу Калининградского морского канала. Управляющей компанией указанного промышленного парка является ООО "БалтТехПром" (резидент ОЭЗ в Калининградской области). Территория парка состоит из собственного участка земли площадью 129 га и участка перспективного развития площадью 127,5 га. На территории парка полностью обустроена необходимая инфраструктура: отопление, водоснабжение и водоотведение, очистные сооружения, пожарная охрана, связь, газоснабжение, железнодорожные и автомобильные пути.
Основной специализацией Балтийского промышленного парка может стать производство продукции химии и нефтехимии. В первую очередь речь идет о производстве перспективных полимеров (биополимеров) и продукции на их основе для пищевой промышленности, автомобилестроения, машиностроения, электротехники, электроники, радиотехники, текстильной промышленности и строительной отрасли. Возможно также размещение средне- и малотоннажных предприятий органической химии и нефтехимии. Полная застройка территории промышленного парка в существующих границах позволит разместить на территории парка 6-8 предприятий-резидентов промышленного парка, что приведет к созданию порядка 1500 рабочих мест.
Следует отметить, что проект создания Балтийского промышленного парка изначально предполагал строительство многопрофильного морского портового комплекса, основу которого должен составить контейнерный терминал (планируемая мощность - 480-500 тыс. TEU в год). Часть территории портового комплекса отводилась для организации Ро-Ро терминала (с горизонтальным способом погрузки-выгрузки судов, с основным предназначением - перевозкой автомобилей, мощностью до 150 тыс. автомобилей в год при выходе на максимальную загрузку). Однако до настоящего момента строительство комплекса не началось.
Доля производств пищевых продуктов в объеме отгруженной продукции перерабатывающей промышленности в 2018 году составила 4,5% (14318,6 млн. руб.). Производство пищевых продуктов - динамично развивающийся на протяжении последних двух десятилетий вид деятельности. Дополнительный импульс развитию указанного вида деятельности придали запрет ввоза в Российскую Федерацию с 2014 года отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, и меры государственной поддержки импортозамещения. Следует отметить, что высокий удельный вес Калининграда в общем объеме производства Калининградской области составил: в производстве мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы - практически 100%, полуфабрикатов мясных, мясосодержащих, охлажденных, замороженных - порядка 60%, консервов мясных (мясосодержащих) - порядка 40%, рыбы переработанной и консервированной - порядка 60%, хлеба и хлебобулочных изделий - более 80%, рыбы мороженой - 100%. Ведущими предприятиями в производстве пищевых продуктов являются ООО "Продукты питания", ОАО "Молоко", ОАО "Калининградский мясоконсервный комбинат", ООО "Калининградский деликатес", ООО "Балтпроммясо", ООО "ТПК "Балтптицепром", ООО "Союз-ТТМ". При этом пищевая промышленность имеет значительный потенциал дальнейшего развития. Так, начиная с 2016 года в единый реестр резидентов особой экономической зоны в Калининградской области включены более 10 организаций, занятых в производстве пищевых продуктов: ЗАО "Калининградмолпродукт", ООО "АБ-Маркет", ООО "Альфапрод", ООО "Кристалл-Плюс", ООО "Речное", ООО "Балтийский продукт", ООО "Птицеводческий комплекс "Продукты питания", ООО "НОВ-АГРО", ООО "МАРФИШ" и др.
На производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, в 2018 году пришлось 2,5% от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий перерабатывающих производств. Перспективы дальнейшего развития металлургии и производства готовых металлических изделий напрямую зависят от развития индустриального парка "Stahlwerk" ("Штальверк"), специализирующегося на обработке металла и рулонной стали, изготовлении металлоконструкций для нужд строительной отрасли региона, и его "якорного" резидента - "Балтийской Металлургической Компании". Индустриальный парк "Штальверк" оснащен всей необходимой инженерной инфраструктурой: двумя электроподстанциями мощностью 670 и 2400 кВт, возможностью подключения резидента к газу, скважиной с очистными ливневыми и бытовыми сооружениями, железнодорожной веткой, которая заходит прямо на территорию парка и активно используется нашими резидентами. Парк находится в непосредственной близости от основных трасс: ул. Дзержинского и ул. Большая Окружная. Площадь парка - 13 га, на которых расположены 46 тыс. кв. м разнообразных складских площадок, а также современные офисы. На данный момент резидентами парка являются 9 компаний.
Высокотехнологичное производство, производство электроники в городе Калининграде представлено такими крупными предприятиями, как ООО "Завод "Калининградгазавтоматика", производящее для газовой, нефтяной и других отраслей промышленности электрооборудование, контрольно-измерительные приборы и автоматику, ООО "Системы нефть и газ "Балтия", специализирующееся на проектировании и поставке полнокомплектного оборудования для нефтеперерабатывающей, газовой, нефтехимической и энергетической отраслей по всему миру. Кроме того, крупным предприятием в сфере электроники является ООО "Компания Телебалт", в 1999 году построившее завод по производству бытовой электроники. Благодаря деятельности компании в предкризисный 2007 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" составил 32412 млн. руб. (33,6% от общего объема выпуска по виду деятельности "Обрабатывающие производства"). В последующие годы удельный вес производства электрооборудования в общем объеме отгруженной продукции (товаров, услуг) обрабатывающих производств неуклонно снижался и в 2016 году составил 7,3%. Основными причинами этого стали снижение объемов производства в период мирового финансового кризиса и увеличение объемов производства в других отраслях (прежде всего - автомобилестроении). По итогам 2018 года объем отгруженной продукции по виду деятельности "Производство компьютеров, электронных и оптических изделий" в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупных и средних организаций Калининграда составил 2,5%.
На вид деятельности "Производство прочих транспортных средств и оборудования", включающий в себя строительство кораблей, судов и лодок, производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования, в 2018 году пришлось 1,8% от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий перерабатывающих производств. Развитие указанного вида деятельности напрямую зависит от развития таких предприятий, как АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", судоремонтное предприятие "Преголь" и ФГУП "ОКБ "Факел".
Основная специфика АО "ПСЗ "Янтарь" - строительство кораблей и судов с высокой степенью технического насыщения. Достроечные ресурсы предприятия представляют собой два стапельных комплекса: "Янтарь" и "Буревестник". Габариты стапеля "Янтарь" позволяют строить корабли и суда спусковым весом до 10000 т, водоизмещением до 12000 т, максимальной длиной 145 м и шириной 26 м. Малый стапель "Буревестник" обеспечивает строительство судов спусковым весом до 2200 т, шириной до 15 м. Сегодня на предприятии работает более 4000 человек. Проблема загрузки производственных мощностей отсутствует.
В 2008 году завод вошел в крупнейшую судостроительную компанию России АО "Объединенная судостроительная корпорация", что способствовало увеличению портфеля заказов. Основную долю заказов АО "ПСЗ "Янтарь" традиционно составляет строительство боевых кораблей в рамках выполнения государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества. Вместе с тем на заводе активно развивается и гражданское судостроение. Так, ПСЗ "Янтарь" стал первым предприятием современной истории России, взявшим на себя ответственность за обновление рыболовецкого флота страны: в декабре 2016 года был подписан контракт на строительство серии траулеров-сейнеров проекта "SK-3101R" для рыболовецкого колхоза им. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский).
Судоремонтное предприятие "Преголь" - одно из самых динамично развивающихся судоремонтных предприятий СЗФО. Предприятие оснащено современным оборудованием, располагает тремя доками грузоподъемностью от 4500 до 5700 тонн и владеет новейшими технологиями в области судоремонта. Ежегодно на верфи ремонтируется около ста судов различных типов. Высокая квалификация персонала позволяет выполнять аварийный, капитальный ремонт и модернизацию судна.
ФГУП "ОКБ "Факел" - предприятие, обеспечивающее полный цикл разработки и изготовления высокоэффективных плазменных электрореактивных двигателей малой тяги для спутниковых систем связи, телевидения, навигации и метеорологии. Продукция предприятия (около 30 двигателей и их модификаций) реализуется на рынках США и Европы. Предприятие выполняет работы по государственному оборонному заказу, экспортным заказам, заданиям на производство гражданской продукции. Среднесписочная численность персонала составляет порядка 900 человек. Сегодня ФГУП "ОКБ "Факел" тесно сотрудничает со многими российскими предприятиями: ОАО "ИСС", РКК "Энергия", ГКНПЦ "Хруничев", НПП "ВНИИЭМ", а также с зарубежными компаниями: "Astrium" ("Airbus Group"), "TAS", "OHB", "IAI", "RUAG" и "Space Systems Loral".