Действующий

Об утверждении Инвестиционной стратегии Свердловской области до 2035 года (с изменениями на 12 октября 2023 года)



Таблица 9



SWOT-АНАЛИЗ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер строки

Преимущества (сильные стороны)

Недостатки (слабые стороны)

Возможности

Угрозы

Направления поиска стратегических путей инвестиционного развития Свердловской области

1

2

3

4

5

6

1.

Свердловская область является срединным регионом, что обуславливает транзитную роль между европейской и азиатской частями страны. Область имеет хороший транспортный потенциал

отсутствие в регионе системы автомагистралей и скоростных дорог, в том числе федерального значения, и, как следствие, снижение эффективности автомобильного коридора "Запад - Восток", ограничение потенциала его развития.

Снижающаяся доля дорог, отвечающих нормативным требованиям

модернизация транспортной системы Российской Федерации.

Межрегиональная кооперация в сфере развития инфраструктуры.

Активное освоение северных территорий (например, строительство порта Сабетта).

Развитие мультимодальных транспортных и логистических систем с использованием интеллектуальных технологий

конкуренция за финансирование со стороны субъектов Российской Федерации

стимулирование инфраструктурного развития Свердловской области.

Превращение Свердловской области в межрегиональный транспортный распределительный центр, формирование конкурентной системы мультимодальных перевозок

2.

Свердловская область - крупнейший промышленный центр Урала и Российской Федерации.

Наличие собственной минерально-сырьевой базы по ряду металлов, а также сырья для строительной индустрии (асбест, щебень, песок, глина, цементное сырье).

Значительный научно-технический потенциал.

Свердловская область в числе субъектов-лидеров по ключевым показателям инновационного

постепенное истощение минерально-сырьевой базы.

Высокая себестоимость продукции ряда отраслей промышленности.

Исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики.

Низкий уровень инвестиций в научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Несложившаяся система процесса коммерциализации технологий.

политика импортозамещения.

Динамичное инновационное развитие является стратегической целью для развития государства.

Закрепление пятого технологического уклада (основа - информационные технологии) с переходом на развитие шестого технологического уклада (основа - нано- и биотехнологии).

Реализация программы "Национальная технологическая инициатива".

технологии быстро меняются.

Снижение важности капиталоемких отраслей. Происходит увеличение значения инноваций и модернизации как базовых инструментов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста.

Возможное неблагоприятное изменение конъюнктуры мировых цен на металлы и углеводороды.

Ограниченный рост производительности труда

развитие системы государственной поддержки инвестиционной деятельности с целью стимулирования хозяйствующих субъектов и государственных структур к вложению средств в создание новых технологичных производств, освоению новейших технологий.

Формирование инновационных и инжиниринговых центров на базе крупнейших образовательных и научных центров Свердловской области.

Развитие производства

развития, занимая первое место в Уральском федеральном округе по объему инновационной продукции.

Высокий уровень образования персонала, работающего в научно-технологическом секторе.

Высокий уровень самообеспечения населения Свердловской области (свыше 50%) по ряду сельскохозяйственных товаров (молоко, молокопродукты, мясо, мясопродукты, яйцо, картофель)

Ограниченный доступ к земельным ресурсам.

Невысокий уровень цифровизации экономики

Развитие цифровой индустрии.

Появление новых материалов с улучшенными характеристиками.

Федеральный курс на самообеспечение основными видами продовольствия: развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства

с целью обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области по отдельным категориям (овощи, мясо, молоко).

Перенос информации на цифровые платформы

3.

Свердловская энергосистема - одна из крупнейших энергосистем Российской Федерации и занимает четвертое место по установленной мощности электростанций.

Наличие программ по развитию жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области

территориальная неравномерность в обеспеченности электроэнергией, водо-, тепло-, газоснабжением.

Неудовлетворительное состояние инженерной и коммунальной инфраструктуры.

Высокая стоимость и длительность сроков технологического присоединения к сетям инженерной инфраструктуры.

Высокие удельные затраты энергии на единицу выпускаемой продукции, связанные с территориальной удаленностью Свердловской области на север и холодным климатом

увеличение спроса на энергоносители.

Интеллектуализация экономики: развитие "умных" и экологически чистых технологий, создание "умных" сред, систем и производств: систем энергоснабжения, транспортных и производственных систем, городов, магазинов, домов

рост тарифов и цен на топливо.

Слабая мотивация у предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства к инновационному развитию

стимулирование инфраструктурного развития Свердловской области, учитывая сопутствующий синергетический эффект.

Поддержка реализации инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и государственных корпораций.

Создание условий для привлечения частного капитала в развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Снижение сроков и стоимости подключения к объектам инженерной инфраструктуры. Реализация региональной программы "Умные города Свердловской области".

Координация инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций для снижения затрат инвесторов на топливно-энергетические ресурсы

4.

Диверсифицированная структура экономики Свердловской области.

Отраслевая структура экономики Свердловской области совпадает с приоритетными направлениями развития Российской Федерации.

Развитая торговая сетевая инфраструктура, высокая обеспеченность торговыми площадями, товарами и услугами. МО "город Екатеринбург" занимает первое место в Российской Федерации по обеспеченности торговыми площадями.

Наличие в регионе крупных заинтересованных в развитии области инвесторов

территориальные и квалификационные диспропорции уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

Наличие территорий с монопрофильной структурой развития.

Дефицит консолидированного бюджета Свердловской области.

Снижение реальных доходов и покупательской способности населения, неуверенность предпринимателей в стабильности сбыта

реализация национальных проектов.

Создание территорий опережающего развития.

Процесс урбанизации

нарастание территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии.

Неустойчивость рынков сбыта и экономики в целом.

Захват регионального рынка федеральными сетями.

Низкая квалификация кадров в отдельных отраслях

создание условий для привлечения частных инвестиций в реализацию региональной составляющей национальных проектов.

Создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития.

Формирование опорной сети ряда муниципальных образований как механизма балансировки территориального развития Свердловской области, интеграция муниципальных образований в территориально-отраслевые агломерации

5.

Наличие современных форм организации промышленного производства (холдинговые структуры, кластеры) и присутствие в Свердловской области крупных транснациональных корпораций.

Высокий уровень развития малого предпринимательства.

Наличие возможностей в формировании производственных цепочек крупных предприятий с привлечением субъектов малого предпринимательства

слабые логистические цепочки и недостаточно развитая система сбыта.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов в отдельных отраслях экономики.

Высокая доля транспортных издержек в себестоимости выпускаемой продукции.

Малодоступность для малого бизнеса заключения контрактов с крупными компаниями

существующая система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

конкуренция между регионами Российской Федерации за инвестора

развитие инвестиционной инфраструктуры.

Содействие созданию кластеров и производственных цепочек с участием субъектов малого и среднего бизнеса

6.

Наличие опыта успешного выполнения международных и федеральных функций и проектов.

МО "город Екатеринбург" - формирующий региональный центр.

Развитие МО "город Екатеринбург" как центра делового туризма. Один из крупнейших выставочных центров Российской Федерации - Международный выставочный центр "Екатеринбург ЭКСПО" находится в Свердловской области.

Значительный креативный потенциал. МО "город Екатеринбург" занимает четвертое место в рейтинге креативного потенциала, уступая только федеральным центрам и городу Казани

отсутствие известного бренда Свердловской области и города Екатеринбурга

реализация федеральным центром в регионах крупных международных, межрегиональных спортивных, культурных, образовательных и инфраструктурных проектов

конкуренция со стороны стран СНГ и российских регионов за потенциальных жителей и инвесторов

позиционирование Свердловской области как региона-лидера, привлекательного для жизни, отдыха и ведения бизнеса, города Екатеринбурга как одного из крупнейших деловых центров, площадки для развития креативной экономики, размещения офисов крупнейших российских и международных компаний.

Привлечение федерального финансирования в рамках подготовки к проведению крупных международных мероприятий

7.

Среднедушевые доходы населения - выше среднего значения по Российской Федерации.

Развитая система профессионального образования.

Активное жилищное строительство

неблагоприятная демографическая ситуация, старение населения.

Высокая стоимость жизни, в том числе жилья. Недостаточное количество мест в образовательных учреждениях.

Снижение количества больниц и медицинского персонала

повышение социальной активности населения.

Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Переход от традиционной инфраструктуры к пространствам индивидуального и общественного пользования.

На выбор региона для жизни, развития и инвестирования влияет качество инфраструктуры и пространства в целом.

Снижение ставки по ипотечным кредитам.

Увеличение численности населения, относимого к среднему классу.

Растущая роль краудсорсинга

отток населения, в том числе высококвалифицированных кадров, в другие субъекты Российской Федерации, страны.

Сокращение численности населения трудоспособного возраста и сокращение численности занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса в Российской Федерации в целом.

Повышение ставок по потребительским и ипотечным кредитам вследствие повышения ставки рефинансирования Центральным банком Российской Федерации

привлечение государственных и частных инвестиций в создание объектов здравоохранения, образования, спортивной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства

8.

Наличие сформированной региональной законодательной базы в сфере защиты и поддержки инвесторов, в том числе в сфере государственно-частного партнерства.

20 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Наличие инвестиционной инфраструктуры

высокие административные барьеры, закрытость власти. Большой объем бюрократических процедур, сложная система согласований при подписании договоров по государственным контрактам, отсутствие предельных сроков оплаты по государственным контрактам.

Слабое продвижение информации об инвестиционном потенциале Свердловской области

поиск крупными международными компаниями площадок для размещения производств.

Проактивная политика Российской Федерации сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Повышение открытости власти - движение к Открытому правительству.

Реализация инициатив по улучшению инвестиционного климата в регионах и муниципальных образованиях, кадровому обеспечению экономики, созданию условий для глобального технологического прорыва Агентством стратегических инициатив

усиление конкуренции между субъектами Российской Федерации, а также другими странами за инвестиционные ресурсы.

Недоступность иностранных инвестиций в связи с напряженной международной обстановкой

снижение административных барьеров для хозяйствующих субъектов.

Развитие инвестиционной инфраструктуры, системы сопровождения проектов по принципу "одного окна".

Стимулирование создания частной инвестиционной и производственной инфраструктуры.

Привлечение федерального финансирования для развития ОЭЗ "Титановая долина", индустриальных парков