ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2019 года N 472


Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области"

(с изменениями на 12 апреля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Орловской области от 05.08.2020 N 495, от 25.12.2020 N 816, от 21.05.2021 N 280, от 30.12.2021 N 829, от 04.05.2022 N 252, от 29.12.2022 N 865, от 26.05.2023 N 396, от 29.12.2023 N 954, от 12.04.2024 N 265)




Правительство Орловской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области".


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Орловской области от 12.04.2024 N 265.


3. Признать утратившими силу:


1) постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области";


2) постановление Правительства Орловской области от 29 декабря 2017 года N 572 "О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области";


3) постановление Правительства Орловской области от 14 июня 2018 года N 260 "О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области";


4) постановление Правительства Орловской области от 18 июля 2018 года N 304 "О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области";


5) постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2018 года N 516 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области";


6) постановление Правительства Орловской области от 14 февраля 2019 года N 82 "О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2016 года N 500 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области".


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.


5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области.


(п. 5 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 29.12.2022 N 865)



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.СОКОЛОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 15 августа 2019 г. N 472



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 12.04.2024 N 265)




Стратегические приоритеты государственной программы Орловской области "Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области"



1.1. Оценка текущего состояния окружающей среды, сферы социально-экономического развития Орловской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития указанной сферы


Орловская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в пределах Среднерусской возвышенности. В северном направлении граничит с Тульской областью, в северо-западном - с Калужской, в западном - с Брянской, в южном - с Курской, в восточном - с Липецкой областями.


Количество муниципальных образований - 27, в том числе: 3 городских округа (город Ливны, город Мценск, город Орел), 1 муниципальный округ (Орловский муниципальный округ), 23 муниципальных района (Болховский, Верховский, Глазуновский, Дмитровский, Должанский, Залегощенский, Знаменский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Новодеревеньковский, Новосильский, Покровский, Свердловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий, Шаблыкинский), 16 городских поселений, 207 сельских поселений.


Площадь территории - 24,7 тыс. кв. км, протяженность с севера на юг - более 150 км, в широтном направлении - свыше 200 км.


Орловская область не входит в перечень регионов с неблагоприятной экологической обстановкой. Однако наблюдаемая аккумуляция загрязняющих веществ в окружающей среде, наличие хоть и локальных, но множественных зон повышенных загрязнений, имеющаяся антропогенная нагрузка на значительной территории сформировали тенденцию деградации экосистем, экотипов, уменьшения биоразнообразия. Наибольшую нагрузку несут водные объекты, почвы, леса, животный мир, меньшую - атмосферный воздух.


Изучение химического состава поверхностных вод суши Орловской области в течение 2022 года производилось комплексной лабораторией по мониторингу окружающей среды Орловского ЦГМС в соответствии с планом работы группы гидрохимии и графиком отбора проб. На всех водотоках наблюдения проводились по обязательной программе в основные гидрологические фазы, на реке Оке - ежемесячно по сокращенной программе N 3.


Всего проанализировано 112 проб по 42 ингредиентам (включая расчетные).


Водность рек области за 2022 год изменялась следующим образом:


водность р. Оки в 1,01 раза ниже среднемноголетних значений и на 47,6% выше водности прошлого года;


водность р. Зуши в 1,47 раза ниже среднемноголетней и на 10,4% выше водности за аналогичный период прошлого года.


Степень загрязнения поверхностных вод Орловской области в целом за 2022 год несколько уменьшилась и оценивается как "загрязненная" (2021 год - "очень загрязненная").


Уменьшилось содержание:


железа (максимальные - с 4,0 ПДК до 3,4 ПДК, средние - с 1,1 ПДК до 0,9 ПДК, частота обнаружения проб выше ПДК - с 48% до 36%);


фенолов (максимальные - с 3,0 ПДК (2021 год) до 2,0 ПДК, средние остались на уровне 0,7 ПДК, частота обнаружения проб выше ПДК - с 22% до 18%);


нефтепродуктов (максимальные - с 1,4 ПДК до 1,0 ПДК, средние остались на уровне 0,4 ПДК, частота обнаружения проб выше ПДК - 0% (в 2021 году - 2%).


Существенно не изменилось содержание:


азота нитритного (максимальные увеличились с 3,9 ПДК до 4,2 ПДК, средние снизились с 1,2 ПДК до 1,1 ПДК, частота обнаружения проб выше ПДК снизилась с 41% до 39%);


органических соединений (по БПК5: при увеличении максимальных концентраций с 2,7 ПДК до 3,0 ПДК средние снизились с 1,6 ПДК до 1,4 ПДК и число проб выше ПДК уменьшилось с 96% до 80%; по ХПК: замечено небольшое снижение как максимальных (с 2,5 ПДК до 2,4 ПДК) и средних концентраций (с 1,4 ПДК до 1,3 ПДК), так и частоты обнаружения проб выше ПДК (с 85% до 82%);


меди (при снижении максимальных концентраций с 4,2 ПДК до 3,9 ПДК средние концентрации и частота обнаружения проб с превышением допустимых показателей незначительно возросли - с 1,8 ПДК до 1,9 ПДК и с 85% до 87% соответственно).


Увеличилось содержание следующих ингредиентов:


азота аммонийного (максимальные концентрации - с 1,9 ПДК (2021 год) до 2,8 ПДК, средние остались равными 0,7 ПДК, частота обнаружения проб выше ПДК выросла с 7% до 17%).


Несмотря на обозначенные выше проблемы, в 2022 году отмечено уменьшение общего объема сброса сточных вод и массы загрязняющих веществ, что связано с сокращением количества действующих предприятий, а также имеющейся в последние годы тенденцией сокращения на предприятиях объемов производства.


По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области, качество атмосферного воздуха в местах постоянного проживания населения Орловской области в течение последних 3 лет имеет тенденцию к росту доли проб, не соответствующих гигиеническим нормативам.


Удельный вес проб на территории Орловской области, не отвечающих гигиеническим нормативам, ниже, чем в среднем по Российской Федерации.


За 2022 год в рамках проведения мероприятий по надзору, социально-гигиеническому мониторингу, а также при рассмотрении обращений граждан исследовано 10788 проб атмосферного воздуха населенных мест, в результате выявлено 54 пробы (0,5%) с превышением гигиенических нормативов.


Комплексный показатель загрязнения - индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), по 5 приоритетным, в частности для города Орла, загрязняющим веществам (пыль, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, фенол) в 2021 году 5,35 (2021 году - 6,16, 2020 году - 4,33). В соответствии с принятой градацией уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивается как "низкий", то есть благоприятный для проживания.


Орловская область относится к территориям с сильной антропогенной нарушенностью природных ландшафтов. В связи с этим роль особо охраняемых природных территорий, способствующих сохранению слабонарушенных редких и уникальных природных объектов для науки, культурно-оздоровительных целей и в интересах будущих поколений, приобретает особую значимость. Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий в целях их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.


С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:


1) государственные природные заповедники (в том числе биосферные);


2) национальные парки;


3) природные парки;


4) государственные природные заказники;


5) памятники природы;


6) дендрологические парки и ботанические сады.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»