Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО на территории Астраханской области
Муниципальное образование | Образование ТКО за 2018 год, тонн | Масса компонентов ТКО, тонн | ||||||||||||
Бумага, картон | Полимерные материалы | Текстиль | Стекло | Древесные отходы, стружка | Пищевые и растительные отходы | Кожа, резина | Кости | Черный металл | Цветной металл | Камни, керамика | Смет с улиц и строительный мусор | Листья деревьев, ветки | ||
10,54% | 6,50% | 7,10% | 7,10% | 1,10% | 23,30% | 0,30% | 1,50% | 2,40% | 0,20% | 3,50% | 29,36% | 8,60% | ||
Астрахань (Кировский район) | 62357 | 6572 | 4053 | 4427 | 4427 | 686 | 14529 | 187 | 935 | 1497 | 125 | 2182 | 18308 | 5363 |
Астрахань (Ленинский район) | 72756 | 7668 | 4729 | 5166 | 5166 | 800 | 16952 | 218 | 1091 | 1746 | 146 | 2546 | 21361 | 6257 |
Астрахань (Советский район) | 72105 | 7600 | 4687 | 5119 | 5119 | 793 | 16801 | 216 | 1082 | 1731 | 144 | 2524 | 21170 | 6201 |
Астрахань (Трусовский район) | 52120 | 5493 | 3388 | 3700 | 3700 | 573 | 12144 | 156 | 782 | 1251 | 104 | 1824 | 15302 | 4482 |
Ахтубинский район | 26554 | 2799 | 1726 | 1885 | 1885 | 292 | 6187 | 80 | 398 | 637 | 53 | 929 | 7796 | 2284 |
Володарский район | 21457 | 2262 | 1395 | 1523 | 1523 | 236 | 5000 | 64 | 322 | 515 | 43 | 751 | 6300 | 1845 |
Енотаевский район | 11362 | 1198 | 739 | 807 | 807 | 125 | 2647 | 34 | 170 | 273 | 23 | 398 | 3336 | 977 |
ЗАТО город Знаменск | 14222 | 1499 | 924 | 1010 | 1010 | 156 | 3314 | 43 | 213 | 341 | 28 | 498 | 4176 | 1223 |
Икрянинский район | 19248 | 2029 | 1251 | 1367 | 1367 | 212 | 4485 | 58 | 289 | 462 | 38 | 674 | 5651 | 1655 |
Камызякский район | 20656 | 2177 | 1343 | 1467 | 1467 | 227 | 4813 | 62 | 310 | 496 | 41 | 723 | 6065 | 1776 |
Красноярский район | 13211 | 1392 | 859 | 938 | 938 | 145 | 3078 | 40 | 198 | 317 | 26 | 462 | 3879 | 1136 |
Лиманский район | 13848 | 1460 | 900 | 983 | 983 | 152 | 3226 | 42 | 208 | 332 | 28 | 485 | 4066 | 1191 |
Наримановский район | 21548 | 2271 | 1401 | 1530 | 1530 | 237 | 5021 | 65 | 323 | 517 | 43 | 754 | 6326 | 1853 |
Приволжский район | 20635 | 2175 | 1341 | 1465 | 1465 | 227 | 4808 | 62 | 310 | 495 | 41 | 722 | 6058 | 1775 |
Харабалинский район | 17638 | 1859 | 1146 | 1252 | 1252 | 194 | 4110 | 53 | 265 | 423 | 35 | 617 | 5179 | 1517 |
Черноярский район | 11074 | 1167 | 720 | 786 | 786 | 122 | 2580 | 33 | 166 | 266 | 22 | 388 | 3251 | 952 |
Итого: | 470790 | 49621 | 30601 | 33426 | 33426 | 5179 | 109694 | 1412 | 7062 | 11299 | 942 | 16478 | 138224 | 40488 |
Крупнотоннажными утильными компонентами ТКО, которые ценны для вторичного использования, являются: бумага и картон - 49,621 тыс. тонн; полимерные материалы - 30,601 тыс. тонн; металлы - 12,241 тыс. тонн; стекло - 33,426 тыс. тонн.
Максимальный процент отбора утильных компонентов из ТКО возможен при их отборе на стадии сбора отходов, при организации раздельного сбора и внедрении системы пунктов приема вторичных ресурсов.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предполагает накопление различных видов отходов в различных контейнерах, предназначенных для их накопления. Раздельное накопление отходов может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных контейнеров. Принцип системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление твердых коммунальных отходов.
На первом этапе рекомендуется расширение сферы деятельности существующих организаций, обрабатывающих отходы, реализующих точечные программы по раздельному накоплению. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения селективного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества:
уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная система накопления отходов.
Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" городов, расположенных в каждой из зон деятельности региональных операторов. Внедрение целесообразно начинать с относительно больших городов, городов в которых уже организовано раздельное накопление твердых коммунальных отходов, а также городов, рядом с которыми расположены сортировочные станции.