Действующий

Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Белгородской области и Российской Федерации до 2025 года (с изменениями на 13 февраля 2023 года)



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


До 80-х годов XX века спортивные школы Белгородской области создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.


В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.


Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.


Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась законодательством нескольких отраслей. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в области.


В связи с этим в Российской Федерации в целом и в Белгородской области назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации до конца 2018 года 30 организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, были переведены в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.


Активная фаза формирования отрасли и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016 - 2018 годы.


Начиная с 2018 года в Белгородской области 30 спортивных организаций реализуют программы спортивной подготовки по видам спорта, что составляет 100 процентов численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных организаций стала основой для реализации положений Концепции.


Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 20651 человек, из них 19663 человека являются спортсменами и 988 человек - тренерами.


Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 2240 спортсменов на спортивно-оздоровительном этапе, 10063 спортсмена - на этапе начальной подготовки, 6771 спортсмен - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 437 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 152 спортсмена - на этапе высшего спортивного мастерства.


Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 67,2 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 6,4 процента спортсменов.


В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсменов с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсменов тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.


В Белгородской области разработана дорожная карта, направленная на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым олимпийским видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, что позволило в 2019 году увеличить (по сравнению с предыдущим годом) объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на 32,8 млн рублей (с 207,14 млн рублей до 239,94 млн рублей) за счет средств бюджетов всех уровней и средств внебюджетных источников (в том числе на заработную плату - на 0 млн рублей, спортивную подготовку - на 32,8 млн рублей).


Также были введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 2,7 раза, а на тренировочном этапе - в 4,4 раза. Данная мера позволяет увеличивать финансирование уже существующих групп.


Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. При этом Белгородская область имеет недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности региона по подготовке спортивного резерва.