Действующий

Об утверждении Модельной программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот на территории Иркутской области



Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МОДЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ


4. Для целей настоящей Модельной программы используются следующие понятия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 29 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 года N 532-ст:


трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;


постинтернатное сопровождение - комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;


лица, подлежащие постинтернатному сопровождению, - воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;


участники постинтернатного сопровождения - постинтернатные сопровождающие, исполнительные органы государственной власти Иркутской области, государственные образовательные организации Иркутской области, государственные организации социального обслуживания Иркутской области (далее при совместном упоминании - организации), оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;


договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;


индивидуальная программа постинтернатного сопровождения - документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;


адаптационный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на адаптацию в социуме в течение первого года после выпуска из организации для детей-сирот. Мероприятия адаптационного уровня сопровождения проводятся с выпускниками, которые соответствуют следующим признакам: первый год после выпуска из организации для детей-сирот, трудности в социальной адаптации к самостоятельной жизни;


базовый (профилактический) уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предупреждения проблем в самостоятельной жизни. На этом уровне сопровождения состоят выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, недостаточность активности, проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, сопровождении и оказании содействия в дальнейшем жизнеустройстве;


кризисный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание выпускникам организаций для детей-сирот специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций. Мероприятия кризисного уровня сопровождения проводятся с выпускниками организаций для детей-сирот, имеющими нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления трудной жизненной ситуации. Данная помощь может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, врачей, социальных работников) при длительном сопровождении;


экстренный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предотвращения угрозы для жизни, здоровья (психологического, физического) лица, подлежащего сопровождению, жестокого обращения. На этом уровне сопровождения, как правило, находятся подростки, находящиеся в социально опасном положении или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, психическое состояние и др.). Эти выпускники имеют низкий уровень адаптации.