ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2019 года N 600-п


О внесении изменения в постановление Правительства области от 26.10.2018 N 787-п



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства области от 26.10.2018 N 787-п "О реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях Ярославской области" изменение, изложив Концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области (описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях), утвержденную постановлением, в новой редакции (прилагается).


2. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 26.10.2018 N 787-п
     (в редакции постановления
Правительства области
от 14.08.2019 N 600-п)



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ)



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.


Мероприятие по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации (далее - Мероприятие) предусмотрено федеральным проектом "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".


С целью реализации на территории Ярославской области Мероприятия разработана Концепция внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области (описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях) (далее - Концепция).


В Концепции используются следующие понятия:


цифровая образовательная среда (далее - ЦОС) - совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий;


информационная система - система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации и данных;


большие данные - массивы разнообразной информации (данных), в том числе в сфере образования;


экосистема - построение информационных систем, не требующее от сторонних разработчиков использования специфических инструментов для своих продуктов, - достаточно реализации согласованного протокола обмена данными, что позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации данного протокола;


электронное обучение - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, отвечающих за передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса;


дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;


общедоступные (общие) ресурсы - ресурсы, которые не принадлежат ни одному конкретному частному лицу или фирме, но являются общественной собственностью в силу своих свойств или в силу закона;


тьютор (в системе дополнительного профессионального образования) - педагог, владеющий цифровыми технологиями и осуществляющий методическое сопровождение педагогов в процессе внедрения целевой модели ЦОС.


Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет стремительно меняющиеся образовательные запросы.


Образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества, крупнейшим нематериальным активом любого государства. Изменяются способы создания, передачи и фиксации знания, процесс личностного развития человека, его самоидентификации. Сегодня знания общедоступны и относительно недороги за счет транснациональности и транскультурности цифровых технологий.


Быстрыми темпами идет процесс формирования рынка образовательных услуг вне формальной системы образования, который может в короткие сроки сузить сферу применения традиционных образовательных систем, способствовать созданию новых образовательных моделей, отвечающих стремительно меняющимся запросам потребителей. Значительная часть инноваций в образовании сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы, растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемый динамикой развития экономики, быстрой сменой технологий. Как следствие, появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, совмещающих учебу, работу и личностное развитие. Сегодня необходимым условием востребованности и профессионального роста молодых специалистов становится высокий уровень цифровой грамотности.


Сегодня перед региональной системой образования поставлена задача построения образовательной среды нового типа - ЦОС, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрации образовательных организаций, педагоги и обучающиеся, их родители (законные представители), муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. ЦОС призвана расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн- и гибридной моделям, включение в образовательный процесс на всех уровнях образования мобильных технологий, технологий горизонтального обучения, применение облачных технологий), способствовать получению наибольшего эффекта от использования цифровых технологий в образовательном процессе. ЦОС должна способствовать развитию системы дистанционного образования и дополнительного образования детей в регионе.


Особая роль в ЦОС отводится созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее - образовательные организации), в том числе путем создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях управления образованием.


Потребность внедрения ЦОС в регионе определяется следующими факторами:


- необходимость формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности образования в соответствии со стратегическими задачами развития российского образования и удовлетворения быстро меняющихся образовательных запросов участников образовательного процесса;


- необходимость создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;


- необходимость формирования цифровой компетенции обучающихся и педагогов, а также новых компетенций административных команд образовательных организаций;


- необходимость системного развития в регионе электронного обучения, обучения с использованием ДОТ;


- необходимость подготовки педагогических кадров в области цифровых технологий в условиях совершенствования материально-технического оснащения образовательных организаций;


- необходимость преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);


- необходимость в формировании системы комплексного учета потребностей всех участников образовательных отношений, мониторинга удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг;


- необходимость создания общедоступных ресурсов (цифрового образовательного контента);


- расширение возможностей непрерывного образования (формального и неформального), в том числе построенного на принципах горизонтального образования.


В Ярославской области реализуется ряд мер по совершенствованию инфраструктуры региональной системы образования. Вместе с тем отмечается недостаточное количество единиц компьютерного и интерактивного оборудования, используемого в учебном процессе, при достаточном обеспечении оборудованием административно-управленческих процессов образовательных организаций.


Пополнение парка вычислительной техники образовательных организаций осуществляется в рамках нормативного бюджетного финансирования, что не позволяет обновлять материально-техническое оснащение образовательных организаций в соответствии с современными темпами развития компьютерной техники.


Цифровая трансформация образования невозможна без обеспечения достаточной скорости подключения образовательных организаций к сети "Интернет". В настоящее время скорость подключения образовательных организаций региона варьируется от 2 до 100 Мб/с, с низкими скоростными характеристиками у образовательных организаций, расположенных в сельской местности.


Материально-техническая оснащенность государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО ИРО), являющегося основной региональной площадкой по вопросам повышения квалификации и переподготовки педагогических и административных кадров, требует улучшения в части серверного, презентационного оборудования, мобильных устройств.


В настоящее время в Ярославской области реализуется региональный проект "Цифровая образовательная среда", разработанный в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".


Целью реализации регионального проекта является создание условий для внедрения к 2024 году в Ярославской области современной и безопасной ЦОС, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций региона, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, использования возможностей федеральной цифровой платформы.


При разработке регионального проекта методом экспертной оценки были отобраны образовательные организации - участники Мероприятия, в том числе в части обновления материально-технической базы. Отбор проведен с учетом участия команд образовательных организаций в региональных инновационных проектах (мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", переход образовательной организации на реализацию в пилотном режиме федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) общего образования, создание на базе образовательной организации школьных информационно-библиотечных центров, апробация и обучение педагогов по использованию в учебном процессе ресурсов информационно-образовательного портала "Российская электронная школа", а также уровня мотивации педагогического коллектива к решению задач цифровизации образования.


В 2019 году регион стал получателем субсидии из федерального бюджета бюджету Ярославской области на финансовое обеспечение реализации Мероприятия в объеме 28992,1 тыс. рублей, софинансирование из областного бюджета составило 1208,005 тыс. рублей.


Операционные расходы на внедрение и функционирование целевой модели ЦОС в 2019 году составили 2696,6 тыс. рублей.


Полученная субсидия позволила начать работу по оснащению 13 общеобразовательных и 1 профессиональной образовательной организаций средствами вычислительной техники, периферийного оборудования, программного обеспечения и презентационного оборудования, позволяющего обеспечить доступ обучающихся, сотрудников и педагогических работников к цифровой образовательной инфраструктуре и контенту, а также автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов.


В третьем квартале 2019 года запланировано проведение закупочных процедур с последующим заключением контрактов на поставку оборудования для внедрения целевой модели ЦОС в образовательных организациях Ярославской области.


Освоение 100 процентов денежных средств, предусмотренных на 2019 год, запланировано в третьем квартале 2019 года.


В 2019 году регион принимал участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по данному направлению.


В соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по Мероприятию в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" от 15.07.2019 N МР-18/02пр количество образовательных организаций, в которых запланировано обновление материально-технической базы для внедрения ЦОС в 2020 году, составляет 90 (82 общеобразовательные и 8 профессиональных образовательных организаций).


По предварительным оценкам, затраты на приобретение средств вычислительной техники, периферийного оборудования, программного обеспечения и презентационного оборудования в 2020 году для 90 образовательных организаций - участников Мероприятия составят 185760 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 7740 тыс. рублей - средства областного бюджета. Расчет произведен исходя из ориентировочных затрат на оснащение одной образовательной организации в размере 2150 тыс. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»