ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 от 17 ноября 2008 года N 955-Р



[Об утверждении Концепции Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия]



1. Утвердить прилагаемую Концепцию Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия.


2. Определить государственным заказчиком Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия (далее - Программа) Минэкономики Республики Мордовия.


3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств всех источников финансирования составляет 176411,9 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).


4. Минэкономики Республики Мордовия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Мордовия в IV квартале 2008 года.


5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия С.М.Вдовина.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 17 ноября 2008 г. N 955-Р



КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ДО 2010 ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ



1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Мордовия


Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, определяет основные теоретические и методологические подходы к Программе повышения качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Мордовия (далее - Программа), содержит обоснование практических мер, предусмотренных в Программе.


Положения настоящей Концепции основаны на результатах исследования зарубежного и отечественного опыта государственного управления в сфере повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг населению, в том числе на базе многофункциональных центров, и разработаны с учетом социально-экономических особенностей Республики Мордовия, сложившегося порядка предоставления государственных и муниципальных услуг на территории республики, а также оценки уровня удовлетворенности качеством предоставления наиболее массовых (востребованных) услуг.


В рамках настоящей Концепции и Программы под многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг понимается учреждение, основной целью деятельности которого является организация доступа физических и юридических лиц к получению государственных и муниципальных услуг путем территориального, информационного и (или) иного способа объединения федеральных органов исполнительной власти (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти), исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления Республики Мордовия, а также развития межведомственного взаимодействия, в том числе за счет обеспечения информационного обмена, (далее - МФЦ).


В соответствии с Комплексной программой экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. N 295 "О Комплексной программе экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006 - 2010 годы", главной целью развития Республики Мордовия на ближайшие годы является повышение уровня и качества жизни населения и обеспечение устойчивого экономического роста на основе перехода экономики республики на модель инновационного развития.


Достижение указанной цели планируется осуществить в том числе за счет:


совершенствования нормативно-правовой базы преобразований в экономике и социальной сфере;


реализации высокоэффективных и социально значимых проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;


повышения эффективности управления на основе подготовки и привлечения высококвалифицированных менеджеров;


повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в инновационной сфере на основе координации процессов научно-исследовательских, научно-производственных, инфраструктурных организаций с целью внедрения новых наукоемких технологий <1>.


________________


<1> Глава 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы. Комплексная программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006 - 2010 годы.


В Республике Мордовия принимаются меры по соотнесению нормативно-правового регулирования в сфере социально-экономического развития с мероприятиями по совершенствованию механизмов государственного и муниципального управления, проводимыми в рамках административной реформы.


Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006 - 2010 годы и плану мероприятий по ее проведению одним из приоритетных направлений реформирования системы государственного управления является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.


Коррелятивная зависимость между состоянием государственного управления и уровнем упорядоченности общественных процессов при оказании государственных и муниципальных услуг (качество, количество, доступность, стандарты) обуславливает необходимость создания системы МФЦ на территории Республики Мордовия. При этом создание системы МФЦ подразумевает реализацию комплекса научно-исследовательских, производственных, финансово-правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам, исполнителям, срокам осуществления, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в социально-экономическом развитии региона.


МФЦ призваны обеспечить предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг населению и организациям в режиме "единого окна", что должно позволить существенно упростить процедуру взаимодействия получателей услуг и органов власти, снизить нагрузку на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов. Кроме того, налаживание связей между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, развитие способов информационного обмена и взаимодействия в перспективе должно привести к полному освобождению заявителей от самостоятельного сбора документов и информации, сконцентрированной в органах власти и связанных с ними организациях.


Эффективность повышения качества государственных и муниципальных услуг посредством создания и организации деятельности МФЦ доказана мировым опытом. Такие центры созданы и успешно функционируют во многих зарубежных странах, в частности в Австралии, Бразилии, Германии, Греции, Канаде. Получила распространение такая практика и в некоторых странах СНГ, в частности в Казахстане. Представляет интерес и заслуживает внимания национальный опыт создания МФЦ в отдельных субъектах Российской Федерации (Астраханская область - г. Астрахань; Белгородская область - г. Шебекино; Калужская область - г. Малоярославец; Липецкая область - г. Елец; Ростовская область - г. Шахты, г. Новочеркасск; Челябинская область - г. Коркино).


В России создание МФЦ является ключевой задачей на ближайшие два года в рамках реализации мероприятий административной реформы. Этот факт подтвержден внесением поправок в Концепцию административной реформы в Российской Федерации, в соответствии с которыми срок ее реализации продлен до 2010 года.


В Республике Мордовия имеются необходимые предпосылки для успешного решения данной задачи. Так, Республиканской целевой программой "Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006 - 2010 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 г. N 394, в перечне программных мероприятий предусмотрены разработка и принятие Программы, а также создание МФЦ на территории городского округа Саранск и Рузаевского муниципального района.



2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Существующая система предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям как по России в целом, так и в Республике Мордовия характеризуется как территориально разобщенная, непрозрачная, затянутая по срокам и сложная по процедурам, накладывающая основное бремя по сбору, согласованию и предоставлению документов на заявителя.


Сложившаяся ситуация обусловлена следующими факторами:


несовершенством действующей нормативно-правовой базы в части стандартизации услуг, процедур взаимодействия, в том числе информационного обмена между органами, задействованными в предоставлении государственных и муниципальных услуг;


отсутствием утвержденных стандартов качества и доступности государственных и муниципальных услуг, что не позволяет в должной мере упорядочить и конкретизировать обязательства исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами и ведет к снижению уровня комфортности, организационным сложностям в получении государственных и муниципальных услуг;


незавершенностью процесса разработки и внедрения основных стандартов государственных и муниципальных услуг и административных регламентов (в том числе электронных административных регламентов);


отсутствием единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных и муниципальных услуг, что приводит к недостаточному уровню информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;


недостаточной эффективностью существующей системы обратной связи с получателями государственных и муниципальных услуг;


недостаточным уровнем внедрения в деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления информационно-коммуникационных технологий (системы электронного документооборота, интеграции ведомственных баз данных).


Комплексный характер поставленной задачи, требующей решения на республиканском уровне, обуславливает необходимость применения программно-целевого метода, разработки Программы, в основу которой будет заложена целостная модель системы МФЦ, включающая все необходимые составляющие, в том числе методологические и организационно-правовые предпосылки создания, мероприятия по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) и материально-техническому оснащению центров, а также внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий.


Решение проблемы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ программно-целевым методом обосновано прежде всего:


социальной значимостью проблемы;


невозможностью комплексного решения проблемы в приемлемые сроки без использования программно-целевого метода и необходимостью государственной поддержки ее решения;


необходимостью межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти (территориальных органов федеральных органов исполнительной власти), исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления республики;


необходимостью концентрации финансовых, временных и человеческих ресурсов на направлениях, соответствующих приоритетным целям и задачам административной реформы.


Применение программно-целевого метода позволит:


определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов;


увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;


обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), при их четкой последовательности в общем процессе достижения цели Программы.


Более того, опыт реализации целевых программ в различных отраслях экономики показывает, что программно-целевой метод создает условия для достижения наибольшего эффекта при использовании средств из различных источников ресурсного обеспечения при реализации мероприятий.


Таким образом, программно-целевой метод является наиболее предпочтительным инструментом государственного управления в области повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.



3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Программа является механизмом взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Мордовия и органов местного самоуправления республики в реализации эффективных мер по повышению качества государственных и муниципальных услуг на территории региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»