1. Неравномерное размещение объектов потребительского рынка на территории города
Причина возникновения проблемы:
- застройка жилых массивов города производится без проектирования размещения в них объектов потребительского рынка, в результате, как правило, объекты потребительского рынка размещаются в нежилых помещениях первых этажей жилых зданий, ранее не планируемых для данных целей. Большие по площади объекты размещаются исходя из возможностей хозяйствующего субъекта, а не потребности в обеспеченности территории города товарами и услугами.
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания размещаются в основном в жилых домах на первых этажах, в помещениях, не предназначенных изначально для данных целей. Для приведения нежилых помещений в соответствие санитарным, строительным и технологическим нормам требуются их реконструкция, дополнительные мероприятия по подводу сетей, вентиляции, шумоизоляции и т.п. Функционирование подобных объектов вызывает систематические жалобы со стороны жильцов на неудобства от их работы (шум, запах, разгрузка товара и т.д.).
В течение 2010 года Администрацией города Тюмени рассмотрено 43 обращения граждан, за 9 месяцев 2011 года - 17 обращений граждан на неудобства проживания, связанные с размещением и работой объектов общественного питания, 18 и 15 обращений соответственно, связанных с размещением и работой торговых объектов. В 2010 году органами государственного пожарного надзора более чем в 200 предприятиях общественного питания выявлены нарушения правил пожарной безопасности. На 30 - 60 суток по решению суда приостанавливалась деятельность 12-ти объектов, владельцы которых привлечены к ответственности.
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей по состоянию на 01.01.2011 составила 1116 кв. м, или 165,1% от норматива, установленного постановлением Правительства Тюменской области от 29.11.2010 N 1830-рп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов". Для сравнения, обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в Барнауле составляет 560 кв. м <1>, в Новосибирске - 856 кв. м <2>, в Москве - 695 кв. м <3>. Вместе с тем в Тюмени около 50% торговой площади сосредоточено в крупных торгово-развлекательных и торговых центрах.
________________
<1> Решение Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 N 93 (ред. от 30.11.2007) "О Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года"
<2> План социально-экономического развития города Новосибирска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, утв. Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 N 219
<3> Концепция развития розничной и оптовой торговли в Москве / Департамент торговли и услуг города Москвы при участии "ОПОРЫ России". - 24.06.2011
В сфере общественного питания в городе Тюмени осуществляют деятельность 838 объектов на 49606 посадочных местах (в том числе предприятий открытой сети 673 на 29783 посадочных места). В расчете на 1000 человек обеспеченность посадочными местами составляет 51,7, или 129% от рекомендуемой нормы, установленной постановлением Правительства Тюменской области от 19.03.2008 N 82-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тюменской области "Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов". В Екатеринбурге количество предприятий общественного питания - 1712, обеспеченность посадочными местами - 49,1 на 1 тыс. жителей, в Перми норматив обеспеченности - 38,5 посадочных мест, в Казани - 40,3, в Новосибирске - 35 посадочных мест <4>.
________________
<4> Стратегический план развития г. Екатеринбурга на период 2010 - 2020 (с изменениями на 01.01.2011) / Администрация г. Екатеринбург. - 2011
В сфере традиционных видов бытовых услуг по состоянию на 01.01.2011 в городе Тюмени работают 1015 объектов. Для сравнения, в городе Екатеринбурге сеть предприятий бытового обслуживания населения, оказывающих традиционные виды услуг, составляет 2513 ед. <5>, в Уфе - 2146 предприятий <6>.
________________