Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие потребительского рынка в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" (с изменениями на 15 декабря 2014 года)


2. Недобросовестная конкуренция, нарушение прав потребителей


Причины возникновения проблемы:


- отмена требований ГОСТов и обязательной сертификации товаров и услуг;


- отсутствие единых стандартов обслуживания населения;


- низкая правовая грамотность потребителей и предпринимателей;


- неисполнение требований законодательства хозяйствующими субъектами в части предоставления достоверной информации о реализуемых товарах (услугах), удовлетворения законных требований потребителя;


- возможность оказания услуг широкому кругу потребителей субъектами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;


- сокращение числа контрольных и надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами.


На товарном рынке присутствуют товары, потребительские свойства которых не соответствуют размещенной на упаковке товара информации, потребители вводятся в заблуждение относительно свойств реализуемой продукции. Примером может послужить реализация спреда под маркировкой сливочного масла предприятиями розничной торговли города Тюмени в 2010 - 2011 годах. По инициативе Администрации города Тюмени на основании иска в защиту неопределенного круга лиц в судебном порядке реализация данного товара была признана противоправной. При участии Управления федеральной антимонопольной службы по Тюменской области виновные были привлечены к ответственности, товар снят с реализации.


В бытовом обслуживании населения недобросовестную конкуренцию хозяйствующим субъектам составляют "надомники" - физические лица, оказывающие услуги без регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Указанные лица не только не уплачивают налоги, но и не несут ответственности, предусмотренной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", перед потребителем их услуг.


Также некоторыми предприятиями сферы необоснованно завышаются цены на услуги. Потребители вводятся в заблуждение относительно квалификации конкретных исполнителей услуг в результате неправомерного употребления терминологии, обозначающей более высокую категорию объекта (парикмахерская - салон красоты, мастерская по ремонту и пошиву одежды - ателье, пункт приема - сервисный центр и т.п.).


Количество обращений потребителей по причине нарушения их прав в Администрацию города Тюмени не сокращается: в 2009 году - 2516 ед., в 2010 - 2522, за I полугодие 2011 года - 1886 обращений. Наибольшее количество нареканий от потребителей поступает в отношении ущемления прав при покупке товаров - 81% от общего числа консультаций, 19% - в отношении предоставленных услуг. В свою очередь, из общего числа обращений в сфере торговли можно выделить покупку сложно-бытовой техники - 50,4%, автомобилей - 11,2%; потребители услуг жалуются больше всего на некачественное изготовление мебели - 28,5%, строительно-отделочные работы - 14%. Структура правовой помощи, оказываемой потребителям, выглядит следующим образом: 59,6% - разъяснение прав и обязанностей; 38% - оказание помощи в составлении претензий; 1,4% - оказание помощи в составлении исковых заявлений; 1% - участие в судебных заседаниях.


Для решения данной проблемы необходимо реализовать ряд разноплановых мероприятий: продолжить работу по оказанию консультационной помощи как потребителям, так и предпринимателям, проводить профилактические мероприятия - семинары, "круглые столы", публиковать материалы по проблемам защиты прав потребителей в СМИ, а также активизировать взаимодействие с надзорными и контрольными органами, нарабатывать практику обращений в суды с исками в защиту прав неопределенного круга лиц, популяризировать качественные товары и услуги местных производителей, подготовить предложения по внесению изменений в действующее законодательство в части размещения рекламы услуг физическими лицами без регистрации в качестве хозяйствующего субъекта, содействовать развитию института саморегулирования в сфере потребительского рынка.