Площадь охотничьих угодий Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2019 составляет 6 084,2 тыс. гектаров (площадь охотничьих угодий указана без учета площади охотничьих заказников), площадь охотничьих угодий, предоставленных для долгосрочного пользования животным миром, - 4 480,662 тыс. гектаров (73,64 процента), площадь общедоступных охотничьих угодий - 1 603,537 тыс. гектаров (26,36 процента). Площадь охотничьих угодий указана без учета площади охотничьих заказников.
По состоянию на 01.01.2019 в Республике Татарстан зарегистрировано 68 охотпользователей, из них 4 - индивидуальные предприниматели, которым предоставлены территории 98 охотничьих хозяйств, из них с 77 заключены охотхозяйственные соглашения. Осуществляет пользование животным миром на предоставленных территориях в соответствии с долгосрочными лицензиями и договорами на предоставление территории, акватории для пользования животным миром 21 охотхозяйство.
Помимо территории, закрепленной за охотпользователями и общедоступными охотничьими угодьями, в Республике Татарстан действуют 6 охотничьих заказников общей площадью 225,2 тыс. гектаров, на которых установлен особый правовой режим и использование животных ограничено. Заказники распределены по территории Республики Татарстан и выполняют функции резерватов охотничьих животных, где проводятся необходимые мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов.
Перечень видов охотничьих ресурсов определен статьей 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На территории Республики Татарстан обитают 78 видов охотничьих ресурсов.
Мониторинг численности охотничьих ресурсов осуществляется по 35 видам охотничьих ресурсов (44 процента от общего количества видов охотничьих ресурсов Республики Татарстан), являющихся основными объектами охоты, - лось, кабан, косуля, белка, заяц-русак, заяц-беляк, волк, рысь, куница, лисица, корсак, хорь, горностай, выдра, глухарь, тетерев, рябчик, куропатка серая, сурок-байбак, барсук, собака енотовидная, норка, ондатра, бобр, водоплавающая и боровая дичь (12 видов). В отношении остальных видов охотничьих ресурсов определяется встречаемость.
На 01.01.2019 мониторинг численности охотничьих ресурсов осуществляется по 78 видам охотничьих ресурсов.
Учитывая, что мониторинг численности должен осуществляться в максимально возможных объемах, планируется проведение учета численности вальдшнепа, перепела, гусей (3 вида), прочих видов водоплавающей дичи, вороны серой. Также необходимо провести учет численности отдельных объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, в целях определения их действительной численности: медведь бурый, лебеди.
На 01.03.2019 осуществлены мероприятия по проведению учета численности вальдшнепа, водоплавающей дичи и лебедей.
Финансирование Подпрограммы-6, предусмотренное на проведение указанных мероприятий, позволит использовать дополнительные методы учета, что повысит качество проведения мониторинга учета численности и, как результат, конечные сведения будут более достоверными.
Основная проблема реализации Подпрограммы-6 состоит в отсутствии утвержденных методик проведения учета численности охотничьих ресурсов. Поэтому до начала проведения учетных работ необходимо разработать и утвердить методики учета охотничьих ресурсов на основании существующих рекомендаций. Вторичная проблема - отсутствие подготовленного персонала, поэтому необходимо подобрать и провести обучение учетчиков. Третья проблема - отсутствие схем проведения мониторинговых наблюдений. До начала проведения учета охотничьих ресурсов необходимо разработать сеть учетных точек, маршрутов, миграционных путей, по которым будут проводиться наблюдения.
В целях наиболее качественного выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства необходимо разработать систему оперативного выявления нарушений с подтверждающей доказательной правовой основой. Оснащение инспекторов спецсредствами позволит повысить выявляемость нарушений и процент привлечения к ответственности нарушителей.
Учитывая, что проведение внутрихозяйственного охотустройства законодательством закреплено за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование охотничьими ресурсами, проведение внутрихозяйственного охотустройства возложено на охотпользователей.