Наименование показателя | Количество, единиц | |
Взрослых | Детских | |
1 | 3 | 4 |
Количество кабинетов паллиативной медицинской помощи | 18 | - |
Количество выездных патронажных служб паллиативной медицинской помощи | 1 | 1 |
Количество выездных патронажных бригад <*> | 12 | 1 |
Количество хосписов | 0 | 0 |
Количество отделений паллиативной медицинской помощи | 2 | 0 |
Количество домов сестринского ухода | 0 | - |
Количество отделений сестринского ухода | 12 | - |
Количество паллиативных коек для взрослых, в том числе: | 80 | - |
количество онкологических паллиативных коек | 32 | - |
количество паллиативных коек для детей | - | 5 |
количество коек сестринского ухода | 287 | - |
Коечный фонд и объемы паллиативной медицинской помощи в Астраханской области определены в соответствии с федеральными нормативами. Утвержденный для государственных учреждений здравоохранения Астраханской области объем паллиативной медицинской помощи в 2018 году составлял 0,092 койко-дня на 1 жителя. На конец 2018 года на территории области было развернуто 82 паллиативные койки, 287 коек сестринского ухода.
В Астраханской области регулярно проводится информирование граждан по вопросам оказания паллиативной помощи. На базе стационаров, оказывающих паллиативную помощь, функционируют: "Школа больных с хронической сердечной недостаточностью", "Школа больных, перенесших инсульт", "Школа "Пожилой пациент", "Школа больного онкопатологией" и школы: "Лейкозы у детей", "Опухоли головного мозга у детей". Для родственников, ухаживающих за пациентом, проводятся обучающие курсы по вопросам ухода за тяжелобольным родственником, профилактике и обработке пролежней, профилактике застойной пневмонии, по вопросам здорового питания немобильной группы пациентов, по вопросам гигиены данной категории пациентов, а также оказания психологической и социальной помощи пациенту и его родственникам.
Большое внимание со стороны министерства здравоохранения Астраханской области уделяется вопросам обезболивания. Наркотические средства и психотропные вещества, необходимые для оказания обезболивающей помощи, в том числе инвазивные, неинвазивные лекарственные средства и трансдермальные системы, имеются в достаточном объеме и ассортименте на аптечном складе государственного автономного учреждения Астраханской области "Астраханские аптеки".
Ежемесячно проводится мониторинг выписки медицинскими организациями и обеспечения населения наркотическими средствами и психотропными веществами на территории области. Специальные рецептурные бланки на наркотическое средство или психотропное вещество формы N 107/у-НП в медицинских организациях имеются в достаточном количестве.
В связи с упрощением процедуры выписки рецептов на наркотические и психотропные лекарственные препараты четырем стационарным учреждениям здравоохранения разрешено при выписывании пациента, имеющего соответствующие медицинские показания и направляемого для продолжения лечения в амбулаторных условиях, выписывать рецепт на указанные препараты на срок приема пациентом до пяти дней.
Отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов осуществляется в 16 аптечных организациях. В девяти стационарных медицинских организациях в структуре имеются аптеки с правом отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам.
Работа с медицинскими организациями по вопросу увеличения доступности обезболивающей помощи нуждающимся пациентам, находящимся в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных местах проживания, ведется постоянно. В 2018 году число мест отпуска наркотических лекарственных препаратов структурными подразделениями медицинских организаций сельских районов Астраханской области увеличено до семи.
По вопросам оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения можно обратиться на горячую линию министерства здравоохранения Астраханской области. Многоканальные телефоны работают ежедневно в круглосуточном режиме. Call-центр располагается на базе Центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи. На вопросы населения отвечают два диспетчера по приему обращений, врач-консультант и психолог. На постоянный связи с сотрудниками горячей линии находятся специалисты министерства здравоохранения и медицинских организаций Астраханской области. Это позволяет быстро обрабатывать все обращения граждан и оперативно решать возникающие вопросы.
В 2018 году в учреждениях здравоохранения Астраханской области проводились обучающие семинары по вопросам фармакотерапии хронического болевого синдрома у взрослых пациентов при оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных и поликлинических условиях, в том числе семинарские занятия по методикам обезболивания наркотическими анальгетиками у взрослых пациентов и пациентов детского возраста, а также по применению в практической деятельности врачей основных положений методических рекомендаций "Фармакотерапия хронического болевого синдрома у онкологических пациентов", разработанных авторским коллективом федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Федеральный медицинский исследовательский центр имени П.А. Герцена" Министерства здравоохранения Российской Федерации. По результатам семинаров в медицинских организациях проводились зачеты и итоговые тестирования.
1.8. Выводы
По итогам проведенного анализа по основным показателям онкологической службы Астраханской области отмечаются положительные тенденции. Отмечается снижение показателя смертности от новообразований, в том числе злокачественных, снижение одногодичной летальности; увеличение пятилетней выживаемости онкологических больных. В Икрянинском, Камызякском, Лиманском районах, на территории обслуживания ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 3", ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 8 им. Н.И. Пирогова" отмечается наименее благоприятная ситуация по показателям смертности от злокачественных новообразований. Наиболее неблагоприятными районами по показателям доли запущенных случаев злокачественных новообразований являются Черноярский район, Володарский район, Красноярский район, Харабалинский район, ЗАТО Знаменск, Ахтубинский район, а также территория обслуживания ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 8 им. Н.И. Пирогова".
С целью снижения смертности населения Астраханской области от злокачественных новообразований необходимо проведение мероприятий по совершенствованию организации работы первичного звена здравоохранения, укреплению их материально-технического и кадрового потенциала, коррекции схем маршрутизации пациентов онкологического профиля, разработки адресных мер по снижению смертности от данной патологии вышеперечисленных локализаций, повышению квалификации специалистов первичного звена здравоохранения, уделив особое внимание наиболее неблагоприятным по эпидемиологическим показателям онкологической патологии территориям. Недостаточно высокий уровень ранней выявляемости злокачественных новообразований свидетельствует о необходимости разработки и проведения мероприятий региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями (Астраханская область)", направленных на повышение онконастороженности медицинского персонала и работу с населением, увеличение доступности и качества медицинской помощи, которые обеспечат дальнейшее снижение смертности от онкологических заболеваний населения в Астраханской области.
С целью обеспечения качества оказания медицинской помощи и достижения показателей региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями (Астраханская область)" необходима реализация комплекса мер по внедрению и неукоснительному исполнению клинических рекомендаций.