Стратегической целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, направленное на увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских и информационных технологий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии. Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам республики является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
Основные задачи Программы включают мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи, обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышению эффективности службы родовспоможения и развитию медицинской реабилитации населения, обеспечению системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, лекарственному обеспечению населения, развитию информатизации отрасли, территориального планирования, строительству значимых объектов здравоохранения, совершенствованию и обеспечению системности в организации охраны здоровья населения.
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства республики.
Население, число родившихся превысило число умерших на 5829 человек и составило 16981 человек. Коэффициент рождаемости составил 17,3 новорожденного на 1000 жителей, на 2,4% выше в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. (16,9). Республиканский уровень рождаемости (17,3) выше уровня РФ (2015 г. - 13,3) на 30,1% и СФО (2015 г. - 14,4) на 20,1%. Коэффициент общей смертности на 1000 населения снизился на 10,3%, с 12,67 в 2011 г. до 11,36 на 1000 населения в 2015 г., ниже показателей СФО (2015 г. - 13,22) на 14% и РФ (2015 г. - 13,07) на 13,0%. Коэффициент естественного прироста на 1000 населения в 2015 г. составил +5,9 (2011 г. - +4,3), возрос на 37,2%, выше уровней РФ (2015 г. - 0,2) и СФО (2015 г. - 1,2). В динамике за 5 лет (2011 - 2015 гг.) средняя продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (2015 г. - 69,15 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя на 2,4 года.
Анализ медико-демографической ситуации в Республике Бурятия свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения с акцентом на наиболее приоритетные направления. Обязательным условием для улучшения демографической ситуации является снижение смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин.
Уровень общей смертности в Республике Бурятия в 2015 году составил 11,36 на 1000 населения (Российской Федерации - 13,07 на 1000 населения). Особое значение имеет преждевременная смертность среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 33,1% всех смертей (574,5 на 100 тыс. населения). Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения (в 2017 г. - 472,3, в 2018 г. - 433,3 на 100 тыс. населения), они остаются основной причиной в общей структуре смертности населения (41,6%). Внешние причины остаются сдерживающим фактором снижения смертности в республике, их удельный вес составляет 15,5%, новообразований - 15,1%. Неблагополучной остается ситуация по суицидам. Показатель смертности от суицидов составил 47,8 на 100 тыс. населения. Частота самоубийств превышает "критический" порог ВОЗ в 2,4 раза.
За последнее десятилетие заболеваемость населения Республики Бурятия постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения, проведением массовых диспансерных осмотров с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения за последние 10 лет составил 12%. В структуре распространенности ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы. В Республике Бурятия за последние 3 года заболеваемость туберкулезом снизилась на 23,5% (88,5 на 100 тыс. населения), однако превышает среднефедеративный в 1,6 раза (РФ 2015 г. - 57,7 на 100 тыс. населения). Заболеваемость злокачественными новообразованиями по итогам 2015 года составила 312,8 на 100 тыс. населения (РФ 2015 г. - 388,9 на 100 тыс. населения). Распространенность наркологических расстройств составляет 1283,8 на 100 тыс. населения. В структуре наркологических расстройств на протяжении многих лет наибольшее число составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом. Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Бурятия осуществляются на основе организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
Первый уровень - медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную, медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники).
Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные).
Третий уровень - республиканский, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Приоритетные направления Программы направлены на снижение младенческой, материнской смертности, смертности от "внешних" причин, хронических неинфекционных заболеваний и рост ожидаемой продолжительности жизни населения. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах обозначены следующие пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
В итоге реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) достигнута положительная динамика медико-демографических показателей: при росте рождаемости на 2,5% произошло снижение общей смертности на 1,6%. Естественный прирост составил 5,0 на 1000 населения. Снижение общей смертности населения произошло за счет уменьшения числа потерь в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 13,6%, новообразований - на 13,1%. В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2012 годов приняты принципиальные решения и нормативные документы федерального и регионального уровня, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:
Таким образом, к настоящему времени удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения, основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к российскому уровню.