Действующий

Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым


4.1. Организационные механизмы


Общее управление реализацией стратегии осуществляет попечительский совет кластера, к участию в котором целесообразно пригласить представителей Правительства Республики Крым, государственных корпораций, Ростуризма, Росмолодежи, координационного совета развития курортов и туризма в Республике Крым, научных организаций, высших учебных заведений, профильных отраслевых объединений и ассоциаций, институтов развития. Реализация стратегии подчинена общим принципам кластерной политики Республики Крым.


Анализ реализации стратегии и информирование Министерства экономического развития Республики Крым, Министерства курортов и туризма Республики Крым и Совета министров Республики Крым о ходе реализации стратегии осуществляется ежегодно ЦКР РК.


Выполнение стратегии реализовывается посредством проектов кластера. Туристический кластер является институционализированной сетью, охватывающей несколько отраслей и включающей организации, специализирующиеся на отдельных звеньях цепочки создания конечной продукции (товара, услуги). Участники кластера реализуют вертикальные и горизонтальные взаимодействия, представляющие собой производственно-технологические, научно-технические и коммерческие связи, позволяющие оптимизировать производственный процесс (снизить издержки, сократить сроки производства, увеличить рентабельность производства) отдельных участников кластера. Включение юридических и физических лиц в кластер осуществляется на основании разработанных специализированной организацией и утвержденных попечительским советом кластера критериев и порядка отбора участников кластера.


При содействии Республики Крым осуществляется формирование специализированной инфраструктуры кластера из объектов движимого и недвижимого имущества, предназначенных преимущественно для обеспечения осуществления прорывного продвижения в области технологических решений кластера для последующего выхода на новые рыночные ниши. Такой подход к формированию специализированной инфраструктуры кластера будет способствовать реализации принципа территориальной локализации кластера, принципа рационального соотношения кооперации и конкуренции, повышению уровня доверия между участниками кластера, оптимизации производственных процессов участников кластера в условиях перехода к цифровой экономике. Функции по управлению специализированной инфраструктурой кластера возлагаются на специализированную организацию кластера.


Проекты кластера реализуются консорциумами, которыми признаются объединения двух и более участников кластера. К консорциуму могут присоединяться юридические и физические лица, не являющиеся участниками кластера. Перечень потенциальных проектов кластера является открытым, дополняется и уточняется путем внесения соответствующих изменений в "дорожную карту" программы развития кластера. Отбор проектных идей осуществляется специализированной организацией кластера на основании результатов предварительной экспертизы, произведенной экспертным советом кластера, с учетом результатов анализа портфелей проектов и робастного портфельного моделирования и/или иного метода прогнозирования. Утверждение проектов к реализации осуществляется высшим коллегиальным органом управления кластера с учетом результатов отбора проектных идей. При необходимости, обусловленной масштабом и/или уровнем сложности проектов, могут быть: определены отдельные управляющие компании проектов, осуществляющие организационное, финансово-правовое, техническое и иное обеспечение реализации проектов; созданы попечительские советы проектов, включающие представителей заинтересованных региональных органов исполнительной власти, представителей администрации муниципалитетов, поселковых администраций, депутатов местных советов.


Частные функции в области поддержки и продвижения проектов кластера выполняют отраслевые министерства и ведомства Республики Крым в рамках мероприятий республиканских проектов, в том числе утвержденных как региональная составляющая национальных и федеральных проектов. Горизонтальное межведомственное регулирование в рамках реализации стратегии в Республике Крым осуществляется на основе единых принципов кластерной политики Республики Крым посредством мероприятий по координации нефинансовой поддержки всеми существующими институтами инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также по координации деятельности по финансовой поддержке, предоставляемой Крымским гарантийным фондом поддержки предпринимательства, Крымским государственным фондом поддержки предпринимательства, Фондом микрофинансирования предпринимательства Республики Крым, иными специализированными фондами, иными элементами инфраструктуры поддержки предпринимательства и институтами развития Республики Крым, финансовыми институтами, в том числе провайдерами проектного финансирования, а также посредством мероприятий по координации соответствующих госпрограмм Республики Крым, синхронизации республиканских мероприятий (в том числе мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года") с мероприятиями национальных и федеральных проектов. Функции проектного офиса кластерной политики Республики Крым по реализации стратегии осуществляет Центр кластерного развития Республики Крым (далее - ЦКР РК).


Разработку конкретных элементов цепочки создания добавленной стоимости продукции кластера или производственного цикла производства, включая работу смежных отраслей, имеющих значительный экономический потенциал, перспективную высокую востребованность и рентабельность для привлечения региональных участников кластера, организационную, методическую, информационную и иную поддержку на этапах бизнес-планирования и продвижения проектов и соответствующей продукции (работ, услуг) туристического кластера, осуществляет ЦКР РК. Кроме того, ЦКР РК предоставляет участникам кластера все виды поддержки в соответствии с действующим законодательством в пределах доведенных бюджетных средств.


Специализированная организация осуществляет координацию и текущий контроль (мониторинг) реализации мероприятий стратегии, внесение на рассмотрение попечительского совета кластера изменений (дополнений) в "дорожную карту", управление специализированной инфраструктурой кластера, разработку ежегодного организационно-финансового плана, разработку и внесение предложений высшему коллегиальному органу управления кластера по вопросам осуществления финансовой поддержки проектов кластера, контроль и анализ затрат средств кластера в рамках реализации стратегии, принятие решений о проведении и содержании конкурсов проектных идей, формирование портфелей проектов, оказание содействия в правовом и финансовом структурировании проектов на ранних стадиях жизненного цикла, осуществление организационного, финансово-правового, технического и иного обеспечения реализации проектов кластера, реализуемых в отсутствие выделенной управляющей компании.


Функции экспертизы проектных идей кластера на предмет реалистичности и качества финансовых моделей, а также финансового структурирования проектов кластера в целом осуществляет специализированная организация во взаимодействии с экспертной группой, включающей профильных представителей финансово-кредитных организаций. Функции экспертизы проектных идей кластера на предмет реалистичности и качества моделей использования (вовлечения) в проекте имущества (земельные участки, объекты недвижимого имущества), а также правового структурирования проектов кластера в целом осуществляет специализированная организация во взаимодействии с экспертной группой, включающей профильных представителей Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления Росреестра по Республике Крым и Севастополю, профильными РОИВами, профессиональными консультантами.


Научно-технологическая и инновационная экспертиза наукоемких проектов, конкурсной документации (в рамках конкурсов проектных идей) и хода реализации мероприятий стратегии, разработка и внесение предложений попечительскому совету кластера по вопросам совершенствования содержания и условий конкурсов, целей и задач проектов на этапе экспертизы наукоемких проектных идей и оценки промежуточных итогов реализации инновационных проектов осуществляются экспертным советом кластера.


Результаты реализации стратегии освещаются в средствах массовой информации. Общественный контроль за выполнением мероприятий стратегии осуществляется в установленном законодательством порядке.