В Республике Крым на базе образовательных учреждений среднего и высшего образования ведется подготовка младших специалистов, бакалавров и магистров для сферы туризма, санаторно-курортного комплекса. Анализ существующих направлений подготовки (специальностей) и квалификации будущих работников показывает, что крымские образовательные учреждения осуществляют подготовку будущих работников по самым разным профессиям, в т.ч. связанным с туризмом или с обслуживанием туристов. Учебные заведения Республики Крым среднего и высшего образования в полной мере имеют возможность готовить самые различные кадры для сферы туризма, а также сопутствующих отраслей, которые в той или иной степени обслуживают или взаимодействуют со сферой туризма. Тем не менее, в отрасли остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, проводимые мероприятия по обучению персонала имеют краткосрочный эффект, поскольку с окончанием курортного сезона большая часть сотрудников увольняется - это не способствует выработке профессиональных навыков и специальных практических знаний. Учитывая планы и перспективы развития туристской отрасли и рассматривая кадры как фактор конкурентного преимущества, необходимо формирование партнерских отношений туристических предприятий с учебными заведениями. Такое партнерство в рамках туристического кластера может иметь формы: аутсорсинга (передачи отдельных функций одной организации организации-партнеру, например, подготовка специализированных кадров, проведение курсов повышения квалификации по совместно установленному плану); ауттаскинга (передачи партнеру лишь отдельной задачи, например, привлечение представителей коллективных средств размещения к осуществлению отбора персонала среди обучающихся); аутстаффинга (лизинга персонала, например, передача обучающихся в рамках производственной практики на время выполнения определенной работы в курортный сезон).
Кроме того, учитывая планы и перспективы инновационного развития туристского кластера Республики Крым, следует предпринять определенные усилия по структурному изменению направлений и содержания подготовки кадров, в том числе предусмотрев необходимость кадрового обеспечения горизонтальных проектов в рамках межкластерного взаимодействия с ИТ-кластером Республики Крым, межкластерных инфраструктурных проектов с медико-биологическим и агробиотехнологическим кластерами, а также необходимость кадрового обеспечения нишевых и элитных продуктов кластера (авиатуризм, яхтенный туризм и т.д.) - межкластерных проектов с судостроительным и креативным кластерами (рисунок 2).