Ключевой характеристикой развития Республики Крым в период реализации стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года должна стать инновационность. Инновационность должна проявляться и в развитии сферы услуг, применении новых управленческих подходов, создании индустрий, основанных на креативности и человеческом капитале. Необходимыми условиями инновационного развития являются освоение передовых технологий, развитие научно-технического потенциала, реализация инновационных проектов, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества. Республика Крым обладает значительным научным потенциалом в санаторно-курортном направлении, представленным развитой системой научных исследований в самых широких областях, средоточием которых является Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Научно-исследовательский потенциал туристического кластера представлен такими учреждениями, как: ГБУЗ РК "Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации" (Евпатория), КРУ "Научно-исследовательский институт физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М. Сеченова" (Ялта), ГБУЗ РК "Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации" (Евпатория), Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" (Симферополь), 28 государственных музейных учреждений и 332 музея, находящихся в ведении предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, а также обширным комплексом историко-архитектурных памятников, исследованием которых занимается Институт археологии Крыма РАН. Научно-исследовательский комплекс Крыма имеет устойчивые связи с научно-исследовательскими организациями, наукоградами, организациями инновационной инфраструктуры других регионов Российской Федерации.
Вышеперечисленные учреждения демонстрируют научные результаты и создают предпосылки для решения таких важных для туристического кластера Республики Крым исследовательских задач, как: разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-туристской сферы, повышения продуктивности и эффективности туристского бизнеса; исследования в области разработки инновационных технологий и технологических платформ в туризме, создание информационно-коммуникационной среды в сфере культуры и туризма, технологии туристской навигации; прикладные исследования по продвижению туристического продукта; современные (в том числе цифровые) технологии производства турпродуктов и доступа к ним; использование в сфере туризма новых технологий, включая робототехнику; новые технологии предоставления рекреационных услуг; методики оздоровления, новые технологии SPA-услуг, методики санаторно-курортного лечения детей, методики водолечения и грязелечения; культурологические, этнические, исторические, социоантропологические и другие исследования, используемые для развития культурно-познавательного туризма; популяризация результатов исследований природного, культурного, исторического наследия, привлекающих туристов; исследовательские работы для комплексного развития туристической инфраструктуры, современные технологии в строительстве, в частности застройке в сейсмоопасной зоне; альтернативные ресурсоемким технологии базовых секторов экономики, уменьшающие нагрузку на природную экосреду и обеспечивающие устойчивость экосистем; технологии компенсации абразии и размыва пляжей; новые системы учета, технологии создания сетевых структур и многие другие.
Согласно многочисленным прогнозам в ближайшее время существенное влияние на туристическую индустрию будут оказывать: автоматизация, аутентичность, блокчейн. Автоматизация: успехи в области искусственного интеллекта и машинного обучения создают основу для качественных изменений в обслуживании клиентов в цифровой среде. Информированность и когнитивные способности машин открывают перед компаниями безграничные возможности, чтобы полностью переосмыслить, когда и что продавать, какой нужен штат сотрудников и как управлять бизнесом, как предвосхищать и превосходить ожидания потребителей. Аутентичность: в современных условиях бизнесу все чаще приходится использовать технологии и оцифровывать решения, чтобы взаимодействовать с клиентами в требуемом масштабе, что вступает в противоречие с запросом потребителей туристических продуктов на персонификации, в этой связи аутентичность и уникальный сервис будут более ценны, чем когда-либо прежде. Блокчейн: потенциал технологии для туризма связан с возможностью совершать безопасные транзакции, не требующие дополнительной верификации, например, совершить путешествие без паспорта и кошелька.
В большинстве технологических прогнозов представлены девять главных технологических трендов, способных кардинально изменить облик туристической индустрии будущего: искусственный интеллект, дополненная реальность, автономная дрон-доставка, блокчейн, нейроинтерфейсы, квантовые вычисления, технологии достоверности присутствия (биометрия и распознавание), виртуальная реальность. В Республике Крым создан ИТ-кластер, в рамках которого получат развитие вышеперечисленные девять технологических трендов. Таким образом, в Республике Крым имеются предпосылки для формирования инновационной политики развития туристического кластера, позволяющей стимулировать предложения инноваций (SSI) и спрос на инновации (DDI); формирования в Республике Крым постоянно действующей коммуникационной площадки туристической направленности для взаимодействия научных, инженерных и предпринимательских кадров, в том числе из других регионов Российской Федерации и мира. Развитие инновационной инфраструктуры, ориентированной на работу с изобретателями, коммерциализацию инноваций, является дополнительным фактором стимулирования межфирменного взаимодействия и сотрудничества в рамках туристического кластера Республики Крым, формирования собственного фонда эффективных разработок.