Действующий

Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым



Конкурентоспособность турпродуктов Республики Крым в стране и на международном рынке


Санкционные барьеры, проблемы с транспортной, информационной, финансовой доступностью снижают привлекательность Крыма как курорта для иностранных туристов. Это предопределяет необходимость поиска лояльных зарубежных рынков для продвижения турпродукта Крыма, вследствие чего следует ориентироваться на перспективные рынки стран постсоветского пространства и прочих зарубежных стран (прежде всего стран БРИКС, ШОС, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона), поскольку они показывают наибольший рост выездной активности.


Российскими регионами-конкурентами Республики Крым являются: Краснодарский край (Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск), Калининградская область (Светлогорск) и Алтайский край (Яровое). При этом прилегающий регион-конкурент - Краснодарский край, опережает Республику Крым в рейтинге самых популярных курортов России у туристов "Лето 2018 года".


Крупными и средними организациями курортно-туристского комплекса Краснодарского края за январь - декабрь 2016 года оказано услуг на сумму 48316,6 млн рублей, темп роста - 129,0% к аналогичному периоду 2015 года. Объем налоговых поступлений по санаторно-курортному и туристскому комплексу за период - январь - декабрь 2016 года составил 6,6 млрд руб., темп роста в сопоставимой базе - 111,3%. По состоянию на 30 декабря 2016 года, по оперативным данным муниципальных образований, заполняемость предприятий по основным курортным территориям: Черноморского побережья (Анапа, Сочи, Геленджик, Туапсинский район, Новороссийск) составила 74%; Азовского побережья (Темрюкский район, Ейский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район) - 11,65%. В соответствии с Реестром субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов Краснодарского края (ЕГИС) в 2017 году в крае функционировало 677 туристских организаций, в том числе 125 туроператоров. В Краснодарском крае в туристско-экскурсионных целях активно используется более 600 объектов туристского показа. Кроме того, в течение 2017 года в крае начали функционировать 46 новых объектов туристского показа. В Краснодарском крае активно ведется работа по популяризации внутреннего туризма путем развития таких видов туризма, как сельский (агротуризм), водный, в том числе яхтенный, круизный, эногастрономический, этнографический, а также активных видов туризма - пешего, горнолыжного, велотуризма. На территории Краснодарского края функционирует 285 туристско-экскурсионных маршрутов. На сегодняшний день на протяжении 421 км Черноморского побережья Краснодарского края оборудовано около 1500 стояночных мест для яхт. При этом принимать яхты могут только 4 марины и 15 баз-стоянок. По состоянию на 1 января 2018 года в Реестр объектов сельского (аграрного) туризма в крае включено 85 объектов. На территории Краснодарского края в летнем курортном сезоне 2017 года к эксплуатации было допущено 315 пляжей, в том числе 82 детских. На фоне отрицательной динамики номерного фонда коллективных средств размещения Республики Крым (прирост 2017 к 2016 составляет -4,9%) Краснодарский край по этому показателю демонстрирует положительную динамику (прирост 2017 к 2016 составляет +10,01%). По показателю доступности объектов общественного питания Краснодарский край в два раза опережает Республику Крым в абсолютных значениях (4492 единицы против 2161), но почти в полтора раза уступает в относительных единицах (объектов общественного питания на 1000 человек населения 1,7 в Республике Крым и 1,3 в Краснодарском крае).


В настоящее время конкурентные преимущества Краснодарского края относительно Республики Крым усиливаются такими факторами, как: санкционность территории; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры; ограниченный доступ к ряду ресурсов (вода, газ, электроэнергия); сложность использования платежных инструментов из-за отсутствия основных российских банков. В среднесрочной перспективе данные факторы будут компенсированы, в т.ч. за счет постройки Крымского моста, новых электростанций, решения вопросов, связанных с водоснабжением, повышением уровня курортно-туристских услуг. 16 мая 2018 года было запущено автомобильное движение по Крымскому мосту, соединяющему Керченский полуостров с Таманским полуостровом (Краснодарский край). Прямое автомобильное сообщение между Республикой Крым и Краснодарским краем имеет большое значение для туристического развития региона. Оно кардинально повышает транспортную доступность крымских курортов для россиян и гостей нашей страны, путешествующих личным автотранспортом или экскурсионными автобусами. Кроме того, мост позволит туристам посещать сразу два курортных региона России - Крым и Краснодарский край - в пределах одной турпоездки. С запуском моста через Керченский пролив увеличение потока автотуристов в Крым составило 30%.


Следует отметить ценовую привлекательность Крыма по сравнению с курортами Краснодарского края, однако данное конкурентное преимущество нивелируется в процессе повышения покупательной способности туристов, которые будут ориентироваться на более качественный и разнообразный отдых. Сегодня однозначно можно сделать вывод, что курортно-туристская сфера Республики Крым не может в полном объеме конкурировать с Черноморским побережьем Краснодарского края. Конкурентными преимуществами курортно-туристской сферы Республики Крым в сравнении с Черноморским побережьем Краснодарского края являются:


а) более мягкий климат, подходящий для лечения, оздоровления и отдыха туристов, в т.ч. детей, родителей с детьми;


б) наличие исторически значимых территорий, представляющих интерес как для познания исторических и культурных ценностей, так и для специалистов-исследователей;


в) уникальные ландшафты Крымских гор, предгорий, каньонов и т.п.;


г) наличие лечебных природных ресурсов, в т.ч. грязей, минеральных вод, целебного воздуха;


д) этнографическая ценность;


е) культурно-религиозная ценность;


ж) возможность развития уникальных нишевых туристических продуктов.


Необходимо отметить, что руководство обоих регионов при реализации стратегий развития туристической отрасли, в силу очевидной необходимости формирования альянса для усиления преимуществ в конкурентной борьбе за туристов, достигло договоренности об эффективном использовании историко-культурного и туристско-рекреационного потенциала Республики Крым и Краснодарского края, в том числе и в зимний период, в содействии развитию и осуществлению экскурсий и отдыха организованных туристских групп, сотрудничестве в организации единой сети туристских маршрутов. Запланирован к реализации совместный проект "Золотое кольцо Боспорского царства". Реализация глобального проекта предполагает включение памятников античной истории и современных объектов туристского показа, средств размещения, ресторанов и кафе - мест, по которым пройдут маршруты "Золотого кольца Боспорского царства" по Южному федеральному округу. В Краснодарском крае - это археологический музей "Горгиппия", Таманский музейный комплекс, музей-заповедник "Фанагория" и многие другие объекты турпоказа, располагающиеся на территориях четырех городов и поселений региона. В Крыму - Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Феодосийский музей древностей, историко-археологический музей "Неаполь Скифский" и другие историко-археологические памятники семи городов и поселений Республики. Планируется, что в общей сложности в маршруты проекта войдут связанные с историей Боспора памятники, располагающиеся в 15 городах южных регионов России.