Действующий

Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым



Потенциал и уровень кооперации в отрасли, возможный синергетический эффект


Туристский продукт представляет собой сложный комплекс необходимых потребителю видов деятельности, которые предоставляются разными структурами (организациями). При этом, хотя одни из них играют ключевую роль в генерировании спроса и удовлетворении запросов потребителей туристских продуктов, а другие являются лишь второстепенными и вспомогательными, общая потребительская ценность туристического продукта формируется в результате совокупного вклада. Целесообразность формирования туристического кластера Республики Крым среди прочего обусловлена наличием на территории Крыма организаций и учреждений сферы туризма (потенциальных участников кластера), которые способны скоординировать свою деятельность по созданию и продвижению крымского туристического продукта на внутрироссийский и международный рынки, что в свою очередь будет способствовать созданию привлекательного имиджа Республики Крым как центра притяжения международного туризма для потенциальных потребителей и инвесторов.


К потенциальным участникам туркластера могут быть отнесены: туроператоры (турфирмы, турагентства), транспортные компании, осуществляющие перевозку туристов и грузоперевозку, морские и аэропорты (аэродромы), санаторно-курортные и медицинские организации, гостиницы и рестораны, производители сопутствующих туризму товаров (продуктов, сувениров, лечебной косметики, включая гильдии ремесленников и т.д.). Для сферы туризма характерно функционирование сложных цепочек ценности, в каждом из звеньев которых может находиться большое число участников. На крымском туристическом рынке представлено 1257 средств размещения, 214 туроператоров и турагентств, 9 общерегиональных организаций средств связи и 12 компаний, работающих в сфере продвижения продуктов (интернет-площадки и др.), 21 транспортная компания, осуществляющая перевозку туристов и грузоперевозки, 390 объектов пищевой промышленности, 1965 предприятий общественного питания, множество производителей сопутствующих туризму товаров (продуктов, сувениров, лечебной косметики), включая 35 Гильдий ремесленников, которые могут быть включены в цепочки ценностей, а именно: производство меховых изделий из натурального и искусственного меха по индивидуальным заказам; вышивка; гончарное дело; дубление и выделка кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней; изготовление бижутерии и украшений из камня, кости, дерева; изготовление валеной обуви; изготовление вязаных изделий (ручное художественное вязание); изготовление зеркал и стеклодувной продукции, витражей; изготовление и роспись изделий из бересты; изготовление кружев; изготовление кукол, игр и игрушек из различных материалов (изготовление народной игрушки); изготовление плетеной мебели и предметов обихода авторского исполнения; изготовление посуды и предметов обихода из дерева, камня; изготовление сувенирных изделий из меха, кожи, ткани, трикотажа; изготовление чулочно-носочных и перчаточных изделий; кузнечные работы; обработка драгоценных (кроме алмазов), полудрагоценных, поделочных и синтетических камней; отделка тканей и текстильных изделий по индивидуальным заказам; пошив и ремонт головных уборов; пошив кожаных изделий по индивидуальным заказам и малыми партиями; пошив швейных изделий по индивидуальным заказам и малыми партиями; пошив меховых изделий по индивидуальным заказам и малыми партиями; производство деревянной тары (бондарство); производство деревянных статуэток и украшений из дерева, мозаики и инкрустированного дерева, шкатулок, футляров для ювелирных изделий или ножей; производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий авторского исполнения; производство изделий из воска; производство ковровых изделий; производство музыкальных инструментов; производство пчеловодческой продукции; производство фетра, войлока и изделий из них; роспись посуды и предметов обихода; реставрация антикварной мебели; роспись посуды и предметов обихода; ручное ткачество; чеканка и гравировка; 6 аэродромов и 6 маринных портов будут введены в эксплуатацию в среднесрочной перспективе.


Таким образом, имеются предпосылки для создания трех типов цепочек ценностей туркластера Республики Крым. Для первого типа цепочек ценностей при реализации стандартных готовых продуктов доминирующим звеном будет являться модуль предложений (доминирование поставщика). Для второго типа цепочек ценностей при реализации персонифицированных эксклюзивных продуктов доминирующим звеном будет являться модуль спроса (доминирование потребителя). Для третьего типа цепочек ценностей при реализации продуктов-конструкторов (у потребителя есть право выбора составляющих туристического продукта из нескольких готовых решений) доминирующим звеном будет являться активное взаимодействие спроса и предложения (доминирование посредника). При доминировании посредника посредническое звено цепочки ценностей может включать в себя не только турагентов (туроператоров, туристские бюро, информационные центры), но и оптовых потребителей туристских услуг, организации средств связи и компании, работающие в сфере продвижения продуктов (интернет-площадки и др.). Конкретные цепочки ценностей будут возникать с участием вышеперечисленных организаций в процессе формирования туристических продуктов туркластера.


Деятельность туркластера в результате выстраивания кооперационных сетей приведет к преобразованию регионального туристического рынка труда, выстраиванию новых цепочек ценностей, раскрывающихся через кооперационные сети предприятий, входящих в кластер, формированию стратегических альянсов компаний, производящих одинаковые товары или схожие услуги (относящихся к одному звену цепочки добавленной стоимости), и, в итоге, будет способствовать снижению транзакционных издержек и установлению партнерских отношений между участниками туристического рынка. Отношения внутри цепочки ценностей являются договорными по своей природе и являются следствием понимания участниками экономических и социальных выгод при этих отношениях.