В Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года. На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации.
1 октября 2018 года Правительство Российской Федерации внесло в Совет при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта национальных проектов по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Нацпроекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для проживания, условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В частности, предусматривается: ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере, обеспечение возможности широкополосного доступа к Интернету в 97% домохозяйств и на всех социально значимых объектах инфраструктуры; увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год; кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза; рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевого сектора на 105%; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; обеспечение присутствия России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития; достижение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; увеличение до 50% доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям; доведение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и услуг в ВВП до 20%. Ранее национальные проекты рассматривались на заседаниях президиума Совета. После рассмотрения на президиуме национальные проекты направлены в Совет. В проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов на реализацию национальных проектов предусмотрено 4,6 трлн рублей.
В настоящее время происходит формирование инструментов диалога между уровнями власти по определению приоритетов регионального развития в контексте национальных проектов. В этой связи ожидается внесение изменений в большую часть отраслевых программ. Наиболее эффективным способом включения в отраслевые программы участников кластера в ближайшее время будет являться участие кластера в реализации комплексного регионального проекта, являющегося региональным уровнем реализации национальных и федеральных проектов.
При реализации государственных программ вопрос о государственно-частном партнерстве является одним из важнейших. Взаимодействие государства и частного бизнеса для решения значимых для общества задач является важной составляющей инновационной политики России. Частный бизнес, как правило, более чувствителен к препятствиям и ограничениям, а также более реактивен в реализации имеющихся благоприятных возможностей. В практической экономической сфере такое взаимодействие позволяет концентрировать ресурсы, консолидировать усилия по достижению целей и диверсифицировать возможные риски финансового или другого характера. Следует отметить, что государственно-частное партнерство как взаимовыгодная форма взаимодействия государства и бизнеса не должно ограничиваться только реализацией совместных инвестиционных проектов в реальном секторе. В возможностях Координационного совета по развитию курортов и туризма, утвержденного приказом Министерства курортов и туризма Республики Крым от 17.07.2018 N 66, проводить согласование работ региональных и местных органов власти, общественных, научных и других организаций, предприятий, которые занимаются развитием туризма, максимизировать круг участников - бенефициаров взаимодействия.