2.6. Определение мультипликационного (мультипликативного) эффекта в сопутствующих отраслях
Мультипликационный (мультипликативный) эффект в отраслях, сопутствующих туристической отрасли, проявляется в создании значительного числа новых рабочих мест в других отраслях, совершенствовании связанных технологий, развитии торговли, а также в улучшении уровня жизни населения региона.
По экспертной оценке, сфера туризма дает мультипликационный (мультипликативный) эффект в виде налоговых поступлений от смежных с туризмом отраслей в объеме 25%. Средняя сумма расходов одного туриста на отдых в Крыму составляет от 48 тыс. рублей до 90 тыс. рублей. Таким образом, за девять месяцев 2018 года общий поток туристов создал оборот денежных средств в объеме 433,4 млрд рублей.
Эффект от стимулирования спроса на товары и услуги внутреннего туризма на 10% приведет к мультипликационному эффекту в таких видах экономической деятельности, как "операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг" (11,2%), "гостиницы и рестораны" (рост выпуска и реализации продукции на 8,34%) и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (рост на 4,36%), "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств" (на 4,11%). Наибольшее мультипликационное влияние от стимулирования сферы внутреннего туризма будет характерно для транспортной отрасли (почти 45%). Следует отметить, что в той или иной степени все виды экономической деятельности, прямо или косвенно вовлеченные в туристский процесс, испытают положительное влияние мультипликационного эффекта.
При этом, в среднем структура расходов туриста выглядит так: 42% от общей суммы - на проживание и питание; 24% - развлечения, в том числе питание в ресторанах, экскурсии; 22% - проезд; 12% - сувениры и прочее. Прямые доходы от туристской отрасли Крыма в общем объеме налоговых поступлений за девять месяцев 2018 года составляют 8%, что на 26,6% больше аналогичного периода прошлого года. План на 3 - 5 лет: увеличение доли прямых поступлений от туристской отрасли в общем объеме валового регионального продукта до 18 - 20%.
Туристский мультипликатор (рисунок 8), отражающий увеличение доходов в экономике и социальной сфере, составляет в зависимости от расходов туристов по объектам размещения - до 90%, товарам курортного спроса - до 70%, товарам народного промысла - до 70%, индустрии развлечения - до 70%, железнодорожному пассажирскому транспорту - до 65%, пассажирскому авиатранспорту - до 50%, сфере услуг - до 50%, транспорту по Крыму - до 30%, связи - до 20%, электроэнергии - до 10%, продуктам питания - до 20%, доходам населения курортов - до 30%. Косвенное воздействие состоит в специфике доходов и расходов в туризме.