ДОЛГОВЫЕ РИСКИ
Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость Ивановской области.
При управлении долговыми рисками осуществляются:
1) оценка и анализ долговых рисков;
2) формирование долговой стратегии в течение финансового года с учетом оценки и анализа долговых рисков;
3) анализ достижения поставленных целей и реализации задач долговой политики.
Оценка и анализ долговых рисков представляет собой оценку потенциального воздействия на состояние государственного долга факторов риска, которые прогнозируются экспертным методом на основании наиболее вероятных событий. Оценка и анализ долговых рисков позволяют выявить наиболее существенные долговые риски:
1) риск рефинансирования;
2) процентный риск;
3) операционный риск.
Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые государственные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг, сопоставляя складывающиеся на нем тенденции с графиком погашения долговых обязательств. Способами управления риском рефинансирования являются увеличение доли среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных от кредитных организаций и государственных ценных бумаг Ивановской области, в общем объеме долговых обязательств; распределение платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств по годам в целях недопущения пиковых нагрузок на областной бюджет; использование различных инструментов реализации долговой политики.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам от кредитных организаций. Оценка риска осуществляется путем анализа стоимости обслуживания государственных ценных бумаг, кредитов кредитных организаций при различных сценариях изменения процентных ставок на рынке финансовых услуг, планирования и привлечения новых государственных заимствований путем выбора таких инструментов реализации долговой политики, для которых данный риск отсутствует либо минимален. Такой механизм позволяет обеспечить снижение расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга и одновременно минимизировать риск рефинансирования.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения финансово-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем. В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо использование нормативных правовых актов в сферах управления государственным долгом и контроля за осуществляемыми операциями, а также эффективных механизмов отчетности.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики.