2.1.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
По территории Владимирской области проходят три основных железнодорожных направления: "Москва - Нижний Новгород", "Москва - Казань", "Москва - Ярославль". Кроме того, в регионе расположена часть большого московского железнодорожного кольца, включающего участки "Александров - Иваново" и "Ковров - Иваново". Время в пути от г. Москвы до г. Владимира скоростным поездом "Ласточка" составляет 1 час 45 минут.
Также по территории области проходят неэлектрифицированные участки Горьковской железной дороги Ковров - Муром и Владимир - Тумская.
Крупнейшие локомотивные депо: Александров, Владимир и Муром.
По плотности железнодорожных путей Владимирская область занимает 6 место в РФ (316 км путей на 10000 км2 территории), уступая только Московской области (включая г. Москву), Ленинградской области (включая г. Санкт-Петербург), Курской, Тульской и Калининградской областям. Средний показатель по ЦФО ниже, чем во Владимирской обл., и составляет 262 км путей на 10000 км2 территории.
Железнодорожные пути удобно соединяют Владимирскую область практически с любым регионом России, СНГ и зарубежными странами. Этот вид транспорта служит, в основном, для транзита грузов и пассажиров. Территорию области пересекают Горьковская, Московская и Северная железные дороги. По ним осуществляется сообщение с северными регионами Европейской части России, Поволжьем, Уралом и восточной частью страны. Через область проходит важнейшее направление Москва - Нижний Новгород, имеющее прекрасные предпосылки к дальнейшему развитию и модернизации инфраструктуры, - в ближайших планах реализация проекта строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ-2) Москва - Казань - Екатеринбург.
Эксплуатационная длина железных дорог составляет 920,5 км.
Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области осуществляют 257 поездами (127 парами) 3 компании: АО "Волго-Вятская ППК" (89 поездов), АО "Центральная ППК" (150 поездов) и АО "Северная ППК" (18 поездов), при этом суммарный годовой объем оборота пригородных поездов компаний составляет 20,654 млн. вагоно-км. Посадка и высадка пассажиров осуществляется на 136 станциях и остановочных пунктах, в их числе более 30 вокзалов и павильонов.
Основная доля пассажирской работы приходится на АО "Центральная ППК" (75% вагонокилометровой работы и 71% перевезенных пассажиров). С учетом значительного пассажиропотока в направлении Московского транспортного узла перевозки данной компании рентабельны.