В основе системы персонифицированного финансирования лежат следующие принципы:
1. Равный и свободный доступ детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным (за исключением предпрофессиональных программ, предусматривающих отбор детей для зачисления на программу) программам (без конкурсного отбора, квот и т.д.).
2. Свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории проживания (территории Амурской области).
3. Право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в т.ч. наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг.
4. Информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования системы персонифицированного финансирования.
5. Равный и административно-безбарьерный доступ исполнителей образовательных услуг вне зависимости от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования, наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с сертификатами.
6. Принцип персональной закрепленности средств за получателем сертификата, в том числе именная принадлежность сертификата и запрета (отсутствия возможности) передачи третьим лицам или монетизации.
С учетом целей и принципов системы персонифицированного финансирования выделяются следующие критерии системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Амурской области:
Наименование критерия | Обоснование признака (соотнесение с мотивом внедрения) | Признаки, определяющие соответствие критерию |
1 | 2 | 3 |
В рамках системы соблюдается принцип персональной закрепленности средств за потребителем | В рамках персонифицированного финансирования осуществляется закрепление за ребенком персонального права получить услугу в соответствии с его выбором. Для того чтобы образовательные программы предлагались с учетом индивидуальных потребностей детей, исполнители образовательных услуг должны ориентироваться на потребности детей, обладающих сертификатами, а не на программы, которые уже реализуются у исполнителя, но не востребованы детьми (в том числе "исторически" реализуемые программы, не отвечающие современным запросам). Система должна строиться на принципах общественно-профессиональной оценки качества программ и при необходимости их рейтингования. Получение сертификата определяет закрепление соответствующих организационных и финансовых ресурсов, сертификат не должен являться необеспеченным и нереализуемым правом | Ведется реестр детей, обладающих сертификатом дополнительного образования; все дети, за которыми закреплены гарантии по сертификатам, могут ими воспользоваться (с учетом ограниченности мест для приема на каждую конкретную программу); объемы средств, предусмотренных на обеспечение сертификатами, определены и предусмотрены в соответствующем уровне бюджета (бюджет субъекта Российской Федерации/местные бюджеты), а также установлены правовым актом субъекта Российской Федерации (муниципалитета); объем (размер) обеспечения, предусмотренного сертификатами, для детей одной категорий не различается |
Обеспечена открытость системы и равные условия деятельности всех участников системы | Единственным требованием, предъявляемым к исполнителям образовательных услуг для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования, является осуществление ими образовательной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования. При этом в случае реализации дополнительных общеобразовательных программ такому требованию могут соответствовать как организации, осуществляющие образовательную деятельность, так и индивидуальные предприниматели. Включение в систему должно осуществляться на основании заявительного принципа, не допускается установление ограничений для отдельных исполнителей, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере предоставления бюджетных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Информация о порядке включения в систему должна быть доступна для всех потенциальных участников. В этом случае будет обеспечена возможность качественного обновления содержания и технологий образовательных программ в условиях возникающей конкуренции. Принцип финансирования программ за счет сертификата должен быть нормативно закрепленным, единым, в том числе это выражается в отсутствии преференций для отдельных видов поставщиков, и обеспечивающим равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг | Соблюдается заявительный принцип включения поставщиков образовательных услуг в систему; обеспечена полная информационная открытость информационной системы для потенциальных поставщиков образовательных услуг; для всех поставщиков образовательных услуг установлен единый порядок включения в систему; основным требованием для включения в систему является соблюдение норм законодательства в сфере реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе наличие права на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ; включение поставщика образовательных услуг автоматически определяет его право на зачисление детей на обучение по сертификатам и получение соответствующего финансового обеспечения (в т.ч. не предусматриваются дополнительные условия, такие, как конкурсный отбор, распределение квот приема детей, прохождение проверки на право заключения договора и др.); для однородных образовательных программ поставщиками образовательных услуг устанавливаются однородные нормативы финансового обеспечения их реализации за счет средств сертификата дополнительного образования; нормативы обеспечения программ учитывают все затраты, необходимые для их реализации, в объеме, реально отражающем потребности организаций (не допускается по сертификатам оплачивать лишь часть необходимых затрат, сохраняя финансирование оставшейся части для государственных (муниципальных) организаций за счет субсидий, недоступных для иных поставщиков образовательных услуг) |
В рамках системы используются механизмы, определяющие сертификат в качестве реального инструмента поддержки реализации выбора | Наличие возможности получения дополнительного образования детей на основе финансового обеспечения сертификата у любого исполнителя образовательных услуг, включенного в реестр. Система персонифицированного финансирования должна обеспечивать не только возможность направления средств тому, кого выбрал ребенок, но и перенаправления средств финансового обеспечения сертификата вслед за изменением его выбора (вне зависимости от периода пройденной программы, смены типа поставщика образовательных услуг, в т.ч. с государственного на негосударственного), при условии соблюдения рациональности и возмещения понесенных затрат поставщиков образовательных услуг за период освоения ребенком образовательной программы | Предусматривается возможность изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы (периодичность определена и нормативно закреплена). Набор детей может осуществляться организацией в соответствии с порядком, определенным в любой момент (не только в период т.н. "распределения обучающихся"); родители (законные представители) детей свободны в принятии решений об изменении места и/или программы обучения с соответствующим "переносом" сертификата; порядок финансового обеспечения получения ребенком дополнительного образования по сертификату (заключенное соглашение/договор) предусматривает точный расчет объема оплаты услуг в зависимости от фактического объема оказанных услуг; отсутствует "квотирование" по поставщикам образовательных услуг, в том числе в части объемов средств, предусмотренных на оплату услуг в муниципальных, государственных и частных организациях и у индивидуальных предпринимателей |