Развитие общественных и экономических отношений в современной России, изменение технологического уклада, трансформация запросов семей и детей побуждают к поиску эффективных подходов и механизмов управления в сфере дополнительного образования детей как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала страны.
Инвестиции в человеческий капитал - прямой индикатор социально-экономического развития муниципалитета, региона, страны, что обеспечивается за счет ответственной политики на всех уровнях государственной власти посредством принятия современных научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.
В системе дополнительного образования Смоленской области функционируют 166 организаций дополнительного образования различной ведомственной принадлежности: 30% учреждений - в системе образования, 30% учреждений - в системе культуры, 21% учреждений - в системе физической культуры и спорта, 19% составляют негосударственные организации.
Кроме специализированных учреждений дополнительные образовательные услуги предоставляют общеобразовательные организации региона (373 организации), из которых 68% - сельские школы, из них 61% - малокомплектные сельские школы. При этом 50% школ региона удалены от областного центра и имеют усложненную транспортную доступность.
В регионе реализуется свыше 1400 дополнительных общеобразовательных программ по 6 направлениям дополнительного образования и 150 видам деятельности.
В детских объединениях (секциях, клубах, мастерских, школах творческого развития и др.) занимаются около 67000 обучающихся, что составляет 75% от общего числа учащихся образовательных организаций Смоленской области.
Наиболее востребованными у обучающихся направлениями дополнительного образования являются физкультурно-спортивное (32%) и художественное (30%) направления. При этом освоение образовательных программ естественно-научной направленности составляет 9%, технической направленности - 8%.
Наряду с этим успешно функционируют областные стажерские площадки по перспективным направлениям развития дополнительного образования (робототехника, судомоделирование, картинг, автомоделирование и др.), апробируются и внедряются региональные и муниципальные модели персонифицированного воспитания детей, внеурочной деятельности на основе интеграции общего и дополнительного образования, сопровождения одаренных детей, инклюзивного дополнительного образования. Имеется позитивный опыт организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений разного уровня и ведомственной принадлежности на базе муниципальных ресурсных центров, создан и работает региональный портал дополнительного образования детей.
Однако наряду с инновационными изменениями в региональной системе дополнительного образования имеют место факторы, замедляющие процесс ее развития. Среди них:
- недостаточная сформированность организационно-правовых механизмов управления региональной системой дополнительного образования, способствующих сетевому взаимодействию и обмену опытом организаций разного уровня, ведомственной принадлежности и территориальной удаленности по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- несоответствие инфраструктуры образовательных организаций, оказывающих услуги в сфере дополнительного образования, современным требованиям и уровню развития науки и техники;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, соответствующими вызовам актуального развития дополнительного образования детей;
- ограниченное использование потенциала внебюджетного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации материально-технической базы учреждений.
В этой связи создание целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (далее также - целевая модель) крайне актуально, так как позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей на уровне региона.