Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июля 2019 года N 579-р


[Об утверждении комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" и описания создаваемых центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.02.2021 N 59-р.
____________________________________________________________________



В целях обновления материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование":


1. Утвердить:


комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (приложение N 1);


описание создаваемых центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (приложение N 2).


2. Определить Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики региональным координатором по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН



Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.07.2019 N 579-р
     (приложение N 1)



КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"

N

пп

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Результат

Срок

1

2

3

4

5

1.

Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - центры)

Чувашская Республика

приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии)

25 августа года, предшествующего году получения субсидии

2.

Утверждение перечня образовательных организаций, в которых будет обновлена материально-техническая база и созданы центры

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

1 октября года, предшествующего году получения субсидии

3.

Утверждение медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования центров

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

1 октября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно

4.

Утверждение Положения о деятельности центров на территории Чувашской Республики

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

1 октября года, предшествующего году получения субсидии

5.

Согласование и утверждение дизайн-проекта и зонирования центров

Чувашская Республика, проектный офис национального проекта "Образование"

письмо, приказ Минобразования Чувашии

30 октября года, предшествующего году получения субсидии

6.

Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование центров по статьям расходов

Чувашская Республика

письмо Минобразования Чувашии

30 ноября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно

7.

Определение перечня оборудования согласно методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации

Чувашская Республика

приказ Минобразования Чувашии

20 ноября года, предшествующего году получения субсидии

8.

Заключение дополнительного соглашения по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории Чувашской Республики в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Чувашская Республика

заключение дополнительного соглашения

5 февраля года получения субсидии, далее по необходимости

9.

Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной среды управления общественными финансами "Электронный бюджет"

Чувашская Республика

заключение соглашения

15 февраля года получения субсидии, далее по необходимости

10.

Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания центров

Минобразования Чувашии

извещения о проведении закупок

25 февраля года получения субсидии

11.

Обеспечение 100-процентного охвата педагогов и сотрудников центров курсами повышения квалификации, программами переподготовки кадров, проводимыми проектным офисом национального проекта "Образование" в дистанционном и очном форматах

Чувашская Республика, проектный офис национального проекта "Образование"

свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

согласно отдельному графику проектного офиса национального проекта "Образование"

12.

Получение лицензии на образовательную деятельность центров по программам дополнительного образования детей и взрослых (при необходимости)

Чувашская Республика

лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа года получения субсидии

13.

Завершение приведения площадок образовательных организаций в соответствие с фирменным стилем центров, доставка, установка, наладка оборудования

Чувашская Республика

акты приемки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа года получения субсидии

14.

Мониторинг соответствия приобретенного оборудования для создания центров в Чувашской Республике целям и задачам мероприятия

Чувашская Республика

по форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование"

30 ноября года получения субсидии, далее ежегодно

15.

Открытие центров в единый день

Чувашская Республика

информационное освещение в средствах массовой информации

1 сентября года получения субсидии



Утверждено
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.07.2019 N 579-р
     (приложение N 2)



ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМЫХ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"


1. Обоснование потребности в реализации мероприятия, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых мероприятий


Совершенствование системы общего образования Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня работников системы образования.


В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и совершенствования содержания и технологий общего образования, в том числе в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, созданию сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности.


Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в Чувашской Республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", комплекса мер по модернизации системы образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики.


В Чувашской Республике на протяжении последних двух десятилетий реализуются инновационные программы и проекты в системе образования как международного, федерального, так и регионального уровней. В Чувашской Республике апробированы инновационные подходы в управлении образовательными системами, организации образовательного процесса и условий обучения (среды), использовании инновационных, в том числе авторских, образовательных технологий и методик обучения.


В системе образования полностью сформирована нормативно-правовая база, что обеспечило создание условий для эффективного внедрения ФГОС в системе дошкольного, начального общего, основного общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ). Основополагающим документом является Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике". Приказами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) утверждены планы по созданию условий для введения ФГОС начального общего, основного общего, дошкольного образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов широко используются средства билингвального обучения (на русском и чувашском языках) в начальном и основном звене школы. Все инициативы, реализуемые в системе образования, стимулируют инновационную деятельность, а апробация инновационных моделей образования позволяет понять то, как может и должна быть устроена современная школа. В настоящее время в системе образования Чувашской Республики сформированы комплексные качественные модели, которые обладают всеми характеристиками современной модели образовательной организации и являются республиканскими инновационными "точками роста" для реализации программ модернизации. Тот факт, что многие идеи поддерживаются региональной и муниципальными властями, является свидетельством того, что любой инновационный проект будет поддержан в Чувашской Республике и реализован в срок и с большой степенью эффективности.


Однако наряду с проводимыми в системе общего образования Чувашской Республики инновационными изменениями отмечается наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить процессы модернизации:

N

пп

Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования Чувашской Республики

1

2

1.

Разрыв в технологическом оснащении сельских и городских школ по причине интенсивного процесса технологизации и цифровизации в городской местности в первую очередь и разница в финансировании, направляемом на обновление материально-технической базы сельских и городских школ

2.

Недостаточно развитая сеть образовательных организаций, реализующих качественные основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Проблема в том, что данные учреждения сосредоточены в основном в столице и крупных городах республики, вследствие этого существует недостаточная доступность для освоения обучающимися сельских школ и малых городов данных направлений

3.

Неполное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности

4.

Недостаточно развитые модели дистанционных форм обучения и сетевого партнерства, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей для развития метапредметных компетенций и формирования универсальных учебных действий

5.

Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся технологиями и содержанием обучения, способных решать вопросы формирования "гибких" компетенций у обучающихся и реализации предметных областей в проектном ключе

6.

Необходимость реализации комплекса мероприятий по переформатированию работы структур на базе общеобразовательных организаций для расширения границ образования и максимального использования возможностей всей республиканской инфраструктуры во всех областях, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей

7.

Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения

8.

Несформированность системы сопровождения инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях, отсутствие гибкой нормативно-правовой базы по реализации инновационных преобразований

9.

Отсутствие эффективных трансляционных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации общего образования в области цифрового и современного гуманитарного профилей


Таким образом, одним из основных направлений совершенствования системы общего образования Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы образовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в предметных областях "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и создания институциональных комплексных моделей "Точка роста" для их развития.


2. Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности"


Реализацию программ дополнительного профессионального образования педагогических работников и руководителей образовательных организаций в Чувашской Республике осуществляет БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии (далее - ЧРИО). Созданы условия для обеспечения законодательного права педагогов на повышение квалификации 1 раз в 3 года.


В Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций. В 2018/19 учебном году повысили квалификацию 9826 педагогических работников, что составило 26,6% от общего количества педагогов республики, из них 5124 человека (52,1%) прошли курсовое обучение в составе 273 учебных групп, 4702 человека (47,9%) приняли участие в обучающих семинарах.


Плановые показатели учебного года (план - 4500 человек) по охвату слушателей курсовой подготовкой выполнены на 113,9% и на 103,6% - семинарской формой повышения квалификации (план - 4540 человек).


Приоритетными целями развития системы дополнительного профессионального образования в Чувашской Республике в 2018/19 учебном году являлись создание системы адресного персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, основанной на анализе качества образования и конкретных образовательных потребностей педагогических работников, выявление и продвижение эффективных моделей педагогических практик, способствующих непрерывному профессиональному развитию педагогических работников, в особенности предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".


Важным направлением было также детальное изучение концепций предметных областей и внесение корректив в основные общеобразовательные программы и методики преподавания предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", включая интеграцию информационно-коммуникационных технологий в учебные предметы "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".


Особенностью системы повышения квалификации последних двух лет стали результаты реализации мероприятия 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 (далее - Федеральная целевая программа развития образования), в рамках которой ЧРИО в 2018/19 учебном году осуществлял деятельность по модернизации содержания и технологий при преподавании предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".


Особенностью 2018/19 учебного года являлась потребность слушателей курсов повышения квалификации в изучении механизмов использования образовательного потенциала современной историко-культурной и природной среды, электронных ресурсов и расширенной реальности для организации эффективного обучения. В 2018 году на базе интерактивного образовательного комплекса ЧРИО 100% профессорско-преподавательского состава прошло обучение по использованию данного комплекса в образовательной деятельности. Все эти меры легли в основу разработки новых модулей в курсах повышения квалификации, направленных на модернизацию содержания и технологий при преподавании предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".


Наиболее актуальными и востребованными стали семинары по внедрению метапредметных технологий обучения, реализации программ цифрового обучения школьников, введению ФГОС общего образования, дошкольного образования ("Нормативно-правовые основы введения ФГОС", "Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС", "Требования ФГОС к результатам обучения", "Внедрение новых методов обучения в предметных областях" и др.), подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, к участию в олимпиадах и конкурсах. Особое внимание привлекли семинары по разработке методического обеспечения введения ФГОС, по вопросам инклюзивного образования, организации работы с одаренными детьми, по созданию эффективной системы воспитательной работы и социализации обучающихся.


Модернизация содержания программ повышения квалификации и необходимость введения персонифицированных программ позволили разработать и реализовать новые программы повышения квалификации предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»