____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.02.2021 N 59-р.
____________________________________________________________________
В целях обновления материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование":
1. Утвердить:
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (приложение N 1);
описание создаваемых центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (приложение N 2).
2. Определить Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики региональным координатором по созданию центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"
N пп | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Результат | Срок |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Утверждение должностного лица в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственного за создание и функционирование центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - центры) | Чувашская Республика | приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) | 25 августа года, предшествующего году получения субсидии |
2. | Утверждение перечня образовательных организаций, в которых будет обновлена материально-техническая база и созданы центры | Чувашская Республика | приказ Минобразования Чувашии | 1 октября года, предшествующего году получения субсидии |
3. | Утверждение медиаплана информационного сопровождения создания и функционирования центров | Чувашская Республика | приказ Минобразования Чувашии | 1 октября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно |
4. | Утверждение Положения о деятельности центров на территории Чувашской Республики | Чувашская Республика | приказ Минобразования Чувашии | 1 октября года, предшествующего году получения субсидии |
5. | Согласование и утверждение дизайн-проекта и зонирования центров | Чувашская Республика, проектный офис национального проекта "Образование" | письмо, приказ Минобразования Чувашии | 30 октября года, предшествующего году получения субсидии |
6. | Представление информации об объемах средств операционных расходов на функционирование центров по статьям расходов | Чувашская Республика | письмо Минобразования Чувашии | 30 ноября года, предшествующего году получения субсидии, далее ежегодно |
7. | Определение перечня оборудования согласно методическим рекомендациям Министерства просвещения Российской Федерации | Чувашская Республика | приказ Минобразования Чувашии | 20 ноября года, предшествующего году получения субсидии |
8. | Заключение дополнительного соглашения по реализации регионального проекта "Современная школа" на территории Чувашской Республики в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Чувашская Республика | заключение дополнительного соглашения | 5 февраля года получения субсидии, далее по необходимости |
9. | Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной среды управления общественными финансами "Электронный бюджет" | Чувашская Республика | заключение соглашения | 15 февраля года получения субсидии, далее по необходимости |
10. | Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания центров | Минобразования Чувашии | извещения о проведении закупок | 25 февраля года получения субсидии |
11. | Обеспечение 100-процентного охвата педагогов и сотрудников центров курсами повышения квалификации, программами переподготовки кадров, проводимыми проектным офисом национального проекта "Образование" в дистанционном и очном форматах | Чувашская Республика, проектный офис национального проекта "Образование" | свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров | согласно отдельному графику проектного офиса национального проекта "Образование" |
12. | Получение лицензии на образовательную деятельность центров по программам дополнительного образования детей и взрослых (при необходимости) | Чувашская Республика | лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых | 25 августа года получения субсидии |
13. | Завершение приведения площадок образовательных организаций в соответствие с фирменным стилем центров, доставка, установка, наладка оборудования | Чувашская Республика | акты приемки работ, товарные накладные и т.д. | 25 августа года получения субсидии |
14. | Мониторинг соответствия приобретенного оборудования для создания центров в Чувашской Республике целям и задачам мероприятия | Чувашская Республика | по форме, определяемой ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" | 30 ноября года получения субсидии, далее ежегодно |
15. | Открытие центров в единый день | Чувашская Республика | информационное освещение в средствах массовой информации | 1 сентября года получения субсидии |
ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМЫХ ЦЕНТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ "ТОЧКА РОСТА"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия, в том числе с указанием проблематики и предполагаемых мероприятий
Совершенствование системы общего образования Чувашской Республики, как и общероссийской, направлено на обеспечение эффективности и доступности качественного образования, повышение его открытости, достижение институциональных и системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня работников системы образования.
В Чувашской Республике ведется планомерная работа по решению вопросов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и совершенствования содержания и технологий общего образования, в том числе в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, созданию сетевых сообществ по учебным или предметным областям и учебно-методических объединений, реализуются модели включения современных информационно-библиотечных центров (электронных библиотек) в реализацию урочной и внеурочной деятельности.
Поступательное развитие федеральной системы образования как прорывной сферы стало в Чувашской Республике основанием для разработки долгосрочной государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования", комплекса мер по модернизации системы образования, муниципальных программ развития, программ развития образовательных организаций Чувашской Республики.
В Чувашской Республике на протяжении последних двух десятилетий реализуются инновационные программы и проекты в системе образования как международного, федерального, так и регионального уровней. В Чувашской Республике апробированы инновационные подходы в управлении образовательными системами, организации образовательного процесса и условий обучения (среды), использовании инновационных, в том числе авторских, образовательных технологий и методик обучения.
В системе образования полностью сформирована нормативно-правовая база, что обеспечило создание условий для эффективного внедрения ФГОС в системе дошкольного, начального общего, основного общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ). Основополагающим документом является Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 50 "Об образовании в Чувашской Республике". Приказами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) утверждены планы по созданию условий для введения ФГОС начального общего, основного общего, дошкольного образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов широко используются средства билингвального обучения (на русском и чувашском языках) в начальном и основном звене школы. Все инициативы, реализуемые в системе образования, стимулируют инновационную деятельность, а апробация инновационных моделей образования позволяет понять то, как может и должна быть устроена современная школа. В настоящее время в системе образования Чувашской Республики сформированы комплексные качественные модели, которые обладают всеми характеристиками современной модели образовательной организации и являются республиканскими инновационными "точками роста" для реализации программ модернизации. Тот факт, что многие идеи поддерживаются региональной и муниципальными властями, является свидетельством того, что любой инновационный проект будет поддержан в Чувашской Республике и реализован в срок и с большой степенью эффективности.
Однако наряду с проводимыми в системе общего образования Чувашской Республики инновационными изменениями отмечается наличие ряда нерешенных задач, которые могут существенно замедлить процессы модернизации:
N пп | Проблемные вопросы, которые необходимо решать в сфере образования Чувашской Республики |
1 | 2 |
1. | Разрыв в технологическом оснащении сельских и городских школ по причине интенсивного процесса технологизации и цифровизации в городской местности в первую очередь и разница в финансировании, направляемом на обновление материально-технической базы сельских и городских школ |
2. | Недостаточно развитая сеть образовательных организаций, реализующих качественные основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Проблема в том, что данные учреждения сосредоточены в основном в столице и крупных городах республики, вследствие этого существует недостаточная доступность для освоения обучающимися сельских школ и малых городов данных направлений |
3. | Неполное соответствие содержания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, семьи, отдельной личности |
4. | Недостаточно развитые модели дистанционных форм обучения и сетевого партнерства, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей для развития метапредметных компетенций и формирования универсальных учебных действий |
5. | Недостаточный профессиональный уровень методистов и педагогов, занимающихся технологиями и содержанием обучения, способных решать вопросы формирования "гибких" компетенций у обучающихся и реализации предметных областей в проектном ключе |
6. | Необходимость реализации комплекса мероприятий по переформатированию работы структур на базе общеобразовательных организаций для расширения границ образования и максимального использования возможностей всей республиканской инфраструктуры во всех областях, особенно в области цифрового и современного гуманитарного профилей |
7. | Недостаточно сформированное экспертное сообщество, в том числе из числа управленцев и педагогов, способное дать объективную оценку новшествам с целью их дальнейшего инновационного продвижения |
8. | Несформированность системы сопровождения инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях, отсутствие гибкой нормативно-правовой базы по реализации инновационных преобразований |
9. | Отсутствие эффективных трансляционных механизмов для продвижения приоритетных моделей организации общего образования в области цифрового и современного гуманитарного профилей |
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования системы общего образования Чувашской Республики является решение вышеуказанных вопросов с целью трансформации и обновления материально-технической базы образовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в предметных областях "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и создания институциональных комплексных моделей "Точка роста" для их развития.
2. Информация о повышении квалификации педагогических работников предметной области "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности"
Реализацию программ дополнительного профессионального образования педагогических работников и руководителей образовательных организаций в Чувашской Республике осуществляет БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии (далее - ЧРИО). Созданы условия для обеспечения законодательного права педагогов на повышение квалификации 1 раз в 3 года.
В Чувашской Республике эффективно реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций. В 2018/19 учебном году повысили квалификацию 9826 педагогических работников, что составило 26,6% от общего количества педагогов республики, из них 5124 человека (52,1%) прошли курсовое обучение в составе 273 учебных групп, 4702 человека (47,9%) приняли участие в обучающих семинарах.
Плановые показатели учебного года (план - 4500 человек) по охвату слушателей курсовой подготовкой выполнены на 113,9% и на 103,6% - семинарской формой повышения квалификации (план - 4540 человек).
Приоритетными целями развития системы дополнительного профессионального образования в Чувашской Республике в 2018/19 учебном году являлись создание системы адресного персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, основанной на анализе качества образования и конкретных образовательных потребностей педагогических работников, выявление и продвижение эффективных моделей педагогических практик, способствующих непрерывному профессиональному развитию педагогических работников, в особенности предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Важным направлением было также детальное изучение концепций предметных областей и внесение корректив в основные общеобразовательные программы и методики преподавания предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", включая интеграцию информационно-коммуникационных технологий в учебные предметы "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Особенностью системы повышения квалификации последних двух лет стали результаты реализации мероприятия 2.4 "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 (далее - Федеральная целевая программа развития образования), в рамках которой ЧРИО в 2018/19 учебном году осуществлял деятельность по модернизации содержания и технологий при преподавании предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Особенностью 2018/19 учебного года являлась потребность слушателей курсов повышения квалификации в изучении механизмов использования образовательного потенциала современной историко-культурной и природной среды, электронных ресурсов и расширенной реальности для организации эффективного обучения. В 2018 году на базе интерактивного образовательного комплекса ЧРИО 100% профессорско-преподавательского состава прошло обучение по использованию данного комплекса в образовательной деятельности. Все эти меры легли в основу разработки новых модулей в курсах повышения квалификации, направленных на модернизацию содержания и технологий при преподавании предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".
Наиболее актуальными и востребованными стали семинары по внедрению метапредметных технологий обучения, реализации программ цифрового обучения школьников, введению ФГОС общего образования, дошкольного образования ("Нормативно-правовые основы введения ФГОС", "Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС", "Требования ФГОС к результатам обучения", "Внедрение новых методов обучения в предметных областях" и др.), подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, к участию в олимпиадах и конкурсах. Особое внимание привлекли семинары по разработке методического обеспечения введения ФГОС, по вопросам инклюзивного образования, организации работы с одаренными детьми, по созданию эффективной системы воспитательной работы и социализации обучающихся.
Модернизация содержания программ повышения квалификации и необходимость введения персонифицированных программ позволили разработать и реализовать новые программы повышения квалификации предметных областей "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".