Действующий

Об утверждении Стратегии реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года (с изменениями на 24 ноября 2022 года)



Подраздел 2.1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ


Свердловская область относится к числу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем развития сферы культуры. В Свердловской области накоплен значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, формы бытования и ценности традиционной культуры живущих на Урале этносов, развитая сеть организаций культуры и образования в сфере культуры и искусства различных форм собственности (далее - организации культуры), кадровый состав специалистов и управленцев региональными культурными процессами.


Характеристика состояния сферы культуры в Свердловской области приведена в приложении N 1 к Стратегии.


Органами государственной власти Свердловской области культура рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития Свердловской области. В рамках такого подхода культура не может ограничиваться отраслевым форматом, а должна стать ключевым элементом социально-экономических преобразований, что в полной мере согласуется с государственной культурной политикой Российской Федерации. В этом контексте наряду с признанием ценности культуры как таковой все большее значение приобретает инструментальный подход к культуре, при котором она становится ресурсом развития Свердловской области, фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений.


Исполнительный орган государственной власти Свердловской области, ответственный за реализацию культурной политики Свердловской области, - Министерство культуры Свердловской области. Согласно Положению о Министерстве культуры Свердловской области, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 565-ПП "О Министерстве культуры Свердловской области", ведомство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющим государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации.


Межведомственное взаимодействие в области реализации государственной культурной политики осуществляется при реализации социально значимых проектов, проектов в сфере международного сотрудничества, образования в сфере культуры и искусства.


Для успешной реализации государственной культурной политики в Свердловской области, основные принципы которой изложены в Основах государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, имеются следующие условия:


1) значительный историко-культурный и духовный потенциал, давние глубокие традиции народного творчества, профессионального искусства и образования в сфере культуры и искусства, представляющие интерес не только для других субъектов Российской Федерации, но и зарубежных стран. Высокие достижения в сфере театрально-концертной деятельности позволяют не только поддерживать конкурентоспособность Свердловской области в сфере исполнительских искусств, но и сохранять живые культурные традиции и активную творческую среду;


2) наличие масштабной сети организаций культуры, способных обеспечить как сохранение и распространение культурных ценностей, так и производство качественного культурного продукта практически во всех сферах культурной деятельности. За период 2007 - 2017 годов снизилось количество культурно-досуговых учреждений, библиотек, однако количественное сокращение не привело к снижению востребованности и доступности их услуг. В библиотечной сфере развитие получили внестационарные и удаленные формы обслуживания пользователей на основе использования общероссийских электронных ресурсов и информационных ресурсов региональных корпоративных проектов, таких как "Региональный каталог библиотек Свердловской области", "Весь Урал" и другие. Библиотеки развиваются как информационные и социокультурные центры, удовлетворяющие информационные потребности населения, обеспечивающие интеллектуальный досуг и творческую самореализацию граждан.


Имеется опыт создания многофункциональных культурно-образовательных объектов как путем перепрофилирования действующих организаций культуры, так и путем создания новых организаций.


Например, государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская государственная детская филармония" (далее - Свердловская государственная детская филармония), основным видом деятельности которого является создание и показ концертных программ, в качестве иного вида деятельности реализует дополнительные общеобразовательные программы для детей, а также осуществляет создание и показ спектаклей.


В городе Первоуральске создано и успешно действует государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Инновационный культурный центр" (далее - Инновационный культурный центр), предоставляющее населению услуги в сфере образования, театрального, музейного дела и библиотечного обслуживания.


Кроме того, прорабатывается вопрос строительства для государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Уральский хореографический колледж" учебного корпуса, обладающего всеми условиями для организации образовательного процесса по специальности "Искусство балета", включая наличие учебного театра, а также кампуса для проживания обучающихся.


Сфера культуры пополнилась новым негосударственным сектором, объединяющим инициативно возникшие общественные, ведомственные и частные институции. Это, например, частные театры, музеи, кинотеатры, кинокомпании и киностудии, музыкальные, джазовые и рок-коллективы, ряд общественных культурно-просветительских организаций и творческих союзов. Существующие в режиме самофинансирования, со дня создания вписанные в рыночную экономику и подчиняющиеся ее законам, они творчески выполняют свою культурную роль и оказывают все более заметное влияние на культурную ситуацию и атмосферу города Екатеринбурга и Свердловской области (к примеру, некоммерческое партнерство "Коляда-театр", театр "Волхонка", Музей Невьянской иконы, кинокомпании "Снега", "29 февраля" и "А-фильм", известные в стране джазовые и рок-группы);


3) стабильно и качественно работающая сеть организаций образования в сфере культуры и искусства, способная обеспечить воспроизводство кадров для сферы культуры. В Свердловской области сохранена сеть детских школ искусств (далее - ДШИ), обеспечивающих качественный набор в профессиональные образовательные организации. Лидеры профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства (государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Уральский музыкальный колледж", государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского (колледж)", государственное автономное профессиональное образовательное учреждение колледж Свердловской области "Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Екатеринбургский государственный театральный институт") обеспечивают сферу культуры высокопрофессиональными кадрами.