Действующий

Об утверждении Стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 июля 2021 года)



СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "УРАЛЬСКИЕ ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ"

РЫНКИ ПРОДУКЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



За последние 20 лет в мировой легкой промышленности сформировалась тенденция к специализации стран, среди которых выделяют следующие группы: мировые поставщики, региональные поставщики и импортеры.


Развитые страны, включая Российскую Федерацию, удовлетворяют спрос на продукцию легкой промышленности преимущественно за счет импорта. При этом в них сохраняются и развиваются инновационные высокотехнологичные производства, в частности производство технического текстиля и изделий из него.


Мировыми поставщиками текстильной и швейной продукции являются развивающиеся страны, в которых легкая промышленность служит основным направлением развития экономики. Однако в настоящее время намечается тенденция к удорожанию производства текстильной и швейной продукции в Китайской Народной Республике, странах Азии и Восточной Европы из-за отказа от контрактного производства и развития собственных торговых марок в этих странах. Наличие в Российской Федерации развитого нефтяного и химического комплексов и крупных отраслей - потребителей промышленной текстильной продукции имеет существенное значение для развития производства химических материалов в легкой промышленности.


На ближайшие годы перед предприятиями легкой промышленности стоят три основные задачи - модернизация производства, расширение линейки выпускаемых товаров и создание новейших высокотехнологичных материалов на синтетической основе. К 2025 году более 60% продукции легкой промышленности на основе таких материалов будет приходиться на смежные отрасли: авиастроение, строительство, автопром, медицина.


В легкой промышленности в связи с активным развитием рынка детских товаров в отдельный подсектор экономики выделилась индустрия детских товаров, состоящая из более чем 15 различных секторов, включающих производство и сбыт широкого ассортимента товаров сферы материнства и детства, и смежных секторов, ориентированных на новую потребительскую аудиторию. По экспертным оценкам, мировой объем рынка детских товаров в 2016 году достиг 600 млрд. долларов. Ключевыми товарными категориями на мировом рынке детских товаров являются игры, игрушки и одежда.


Российский рынок детских товаров по разным оценкам составляет порядка 1425 млрд. рублей. При этом доля товаров российского производства составляет не более 20%. Основными проблемами российского рынка детских товаров являются высокий уровень импортозависимости и контрафактной продукции, технологическая отсталость, слабое развитие маркетинга российских товаров на внутреннем и внешнем рынках.


Однако, несмотря на существующие объективные проблемы и сложности, имеется ряд существенных моментов для подъема и развития отечественной легкой промышленности, которые необходимо эффективно использовать. К приоритетным направлениям развития легкой промышленности в Российской Федерации относятся:


1) создание производства полиэфирных, вискозных и полиамидных волокон и последующее производство технического текстиля и различных видов синтетических тканей (в том числе композитных и из наноматериалов);


2) активное внедрение новых технологий в производство текстиля, одежды и товаров для детей, а также интеграция технологий в виртуальную среду;


3) развитие производства кожевенных материалов и последующей переработки для обувной, мебельной и других промышленных производств;


4) локализация производства швейной и обувной продукции иностранных брендов на территории Российской Федерации;


5) развитие российских брендов продукции легкой промышленности;


6) развитие технологий, позволяющих поддерживать и развивать физическое состояние ребенка, в том числе развитие технологий реабилитации детей;


7) активный рост интернет-торговли.